Картины неоэкспрессиониста были арестованы прямо на выставке

Картины неоэкспрессиониста были арестованы прямо на выставке

В конце прошлой недели агенты ФБР посетили Художественный музей Орландо и изъяли 25 картин, приписываемых Жан-Мишелю Баскиа, которые были представлены на выставке работ покойного художника.

Операция прошла прямо на глазах посетителей музея. Агенты предъявили ордер на обыск, составили акт конфискации – они сняли экспонаты со стен, поместили их в коробки и погрузили в автомобили.

По данным газеты Times, ФБР расследует два потенциальных преступления: заговор и мошенничество. Среди всего прочего в ордере говорилось, что расследование выявило «ложную информацию, связанную с предполагаемым предыдущим владением картин» и «попытки продать картины с подлогом происхождения».

Обычно, когда посещаешь выставку, не обращаешь внимание на то, кому принадлежит та или иная картина, а зря. Это как не отделять мух от котлет – вкус странный, к которому можно привыкнуть.

Если приглядеться, то можно обнаружить то тут, то там полотна из частной коллекции. И, как правило, они существенно худшего качества, чем из музейного собрания. И хорошо, если это ещё подлинники… Как часто про них слышишь: «недавно обнаружена». А некоторые частные коллекции сплошь из «недавно обнаруженных» картин. Одна такая коллекция выставлялась в ведущем московском музее…

Зачем это делается? Так легализуется подлинность произведений искусства. Полотно выставлялось в Лувре – значит предполагается, что эксперты этой институции проверяли его подлинность. Но это только предположения, и только. Появившись в том каталоге, этом – картина возрастает в цене. Это арт-рынок – бизнес, сравнимый с мировой торговлей оружием.

В США на этот раз, как мы видим, «легализаторы» попались с поличным.

Любопытно звучит заявление представителя музея Эмилии Бурмас-Фрай:

«Важно отметить, что у нас до сих пор нет оснований полагать, что музей был или является объектом какого-либо расследования. Мы по-прежнему рассматриваем наше участие исключительно в роли свидетелей».

Никто из сотрудников не был арестован, добавляет она, и музей подчиняется федеральным агентам, которые теперь завладели всеми экспонатами, представленными на выставке под названием «Герои и монстры».

Жан-Мишель Баскиа, 1982, фото сделано Энди Уорхолом
Жан-Мишель Баскиа, 1982, фото сделано Энди Уорхолом

Жан-Мишель Баскиа – американский художник, прославившийся в 1980-х годах в рамках движения неоэкспрессионизма (Стиль позднего модернизма, возникший как реакция на концептуальное искусство. Неоэкспрессионисты вернулись к изображению узнаваемых объектов, таких как человеческое тело в грубой и бурно эмоциональной манере, часто с использованием яркой палитры). Сегодня картины художника стоят десятки миллионов долларов. Но сам он погиб в 1988 году в возрасте 27 лет от передозировки наркотиков.

История происхождения 25 картин в Орландо, как рассказывают в музее, выглядит так: Баскиа нарисовал их на картоне в 1982 году, когда жил в Калифорнии, затем продал сценаристу Тэду Мамфорду за $5’000. Мамфорд прятал их в хранилище в течение 30 лет. Однако, когда в 2012 году он задолжал по арендной плате, они были проданы с аукциона. Арт-дилер Уильям Форс вместе со своим финансовым спонсором Ли Мэнганом купил их за $15’000.

Сомнения в подлинности этих предметов начали возникать почти сразу после их обнаружения. По данным The Times, перед своей смертью в 2018 году Мамфорд заявил ФБР, что у него никогда не было никаких произведений Баскиа. Кроме того, картон, использованный по крайней мере на одной из картин, содержал шрифт FedEx, который компания начала использовать только в 1994 году, через шесть лет после смерти художника.

«При быстром визуальном осмотре они сразу же вызывают проблемы, – арт-консультант Тод Левин. – Любому, кто разбирается в творчестве Баскиа – имея многолетний опыт работы с его картинами, насмотренность, и знание художника, – сразу станет ясно, что это, без сомнения, не его работы».

Без названия (Автопортрет или Коронованное лицо II), работа, предположительно принадлежащая Баскиа, была написана на обратной стороне коробки FedEx.
Без названия (Автопортрет или Коронованное лицо II), работа, предположительно принадлежащая Баскиа, была написана на обратной стороне коробки FedEx.

Директор музея и владельцы картин утверждают, что работы подлинные. Ещё бы. Ведь, если они настоящие, то могут стоить более $100 млн.

Artnet замечает, что все попытки продать работы на вторичном рынке потерпели неудачу.

«На карту поставлена и моя репутация, – говорит Аарон Де Грофт, директор OMA. – И я абсолютно не сомневаюсь, что это Баскиа».

Выставка открылась в феврале, и первоначально планировалось, что она продлится до июня 2023 года. Однако позже было объявлено, что она завершится этим летом, а картины отправятся в Италию.

По сведениям AP, ФБР считает, что такое изменение планов связано с попыткой «избежать дальнейшего изучения происхождения и подлинности работ общественностью и правоохранительными органами».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку