Основные тренды и перспективы развития рынка керамического сырья в России стали предметом оживлённой дискуссии на круглом столе «Керамическое сырье в России: полтора года импортозамещения» в МИА «Россия сегодня» 13 декабря 2023 года. В центре обсуждения — результаты исследования рынка компании IndexBox, проведённого совместно с крупнейшей компанией отрасли ПАО «Симпреал», которая осуществляет полный цикл производства: от выемки керамического сырья до его обогащения и модификации готовых продуктов, а также знает и удовлетворяет логистические потребности клиентов, применяющих сырьё.
Керамическая плитка, керамогранит, кирпич — какую только продукцию российского производства из керамического сырья не встретишь сегодня на прилавках строительных магазинов и в качестве материала для новостроек страны! Состав и ассортимент продукции постоянно меняются, и важной особенностью продукции является то, что она требует непрерывного развития технологий.
«Успех рынка сегодня куётся в лабораториях», — гордо подчёркивают основные игроки.
«Наиболее динамично развивающимся сегментом рынка является сегодня производство каолинитового сырья, — поделилась руководитель отдела маркетинга и ВЭС Юлия Борисовна Пиковская, — его потребление в России за последние три года увеличилось более чем на 60%». Достигнув производства в объёме более 3 миллионов тонн в 2022 году, в 2023 году российский рынок продолжил расти, что отражает общемировую тенденцию роста рынка керамического сырья, основным потребителем которого является строительство, бурно развивающееся в РФ.

Выгодами от ухода европейских производителей российские изготовители керамического сырья, которые быстро перестроились на новый лад, сумели воспользоваться в полной мере. Это не было бы возможно, если бы российские компании не «вкладывались» в научно-технический прогресс.
«Перед нами стояла задача сдерживания цен при сохранении качества, что было достигнуто разработкой новых сортов», — признаётся Юлия Борисовна, и благодарит за технологические достижения две лаборатории «Симпреала», создавшие широкий ассортимент продукции, от «премиум» до «эконом» сортов.
Так, новый сорт каолинового сырья «Альтерна», выпущенный компанией на рынок в 2022 году, из-за высокой концентрации оксида алюминия оказался не только дешевле, но и прочнее ранее использовавшихся сортов. Он прекрасно подошёл для производства керамики, керамогранита и кирпича.
А в 2023 году на рынке появилась ещё одна разработка — «Альберус», светлое каолинитовое керамическое сырье с пониженным содержанием железа и песка, которое позволило производителям оптимизировать себестоимость керамогранита, плитки, санфаянса и клинкерного кирпича с сохранением высокого качества конечной продукции.

Дарья Игоревна Пищеренко, начальник отдела развития промышленности строительных и нерудных материалов Департамента металлургии и материалов Минпромторга России, с гордостью говорит о том, что потребность российского рынка в керамическом сырье будет удовлетворена за счёт российского производства, отмечая особые заслуги ПАО «Симпреал». «Выпускаемое российское сырьё, — подчёркивает она, — хорошего качества, имеет хорошую пластичность и усовершенствованную рецептуру. Российские производители сегодня выпускают наименования, которых нет на рынках за пределами РФ».
В 2023 году общие объёмы выпуска продукции на рынке керамического сырья прогнозируются на уровне свыше 5 миллионов тонн, хотя ещё в 2019 году они составляли 1.5 миллионов тонн. Доля же импортной продукции сократилась за это время более чем на 20%. Трудно представить, что было время, когда 90% сырья закупалось за пределами РФ.
Страна развивается вслед за ростом промышленного производства. Приволжский и Уральский Федеральные Округа, где расположены основные производственные мощности российских производителей керамического сырья, получили возможность не только улучшить показатели объёмов выпуска продукции, но также экономику регионов и показатели занятости населения. Заводы сотрудничают с техникумами и принимают на работу студентов, едва те оканчивают профильный ВУЗ.

Работы у выпускников много, в том числе в части устойчивого развития и экологических проектов, о которых также пекутся в «Симпреал». Теперь ребята разных специальностей смогут трудиться в родном городе на производстве компании, занимаясь достойным трудом с хорошими перспективами на будущее.
В связи с планируемым ростом строительства в России, на рынке керамического сырья по-прежнему сохраняются вызовы продолжения роста и необходимость движения вперёд. Но «Симпреал» держит руку на пульсе и ощущает в себе силы и впредь соответствовать потребностям рынка, удовлетворяя клиентский спрос.
«У нас очень хорошая команда, — говорит Юлия Пиковская, — производство, логистика, управление. В её основе — сильные личности, эксперты в своей отрасли, которые работают над Новоорским месторождением более 20 лет и умеют быстро адаптироваться, перестраиваться под изменяющуюся среду. Мощностей нам хватит, месторождение — одно из крупнейших в России, которое позволит нам работать более 50 лет».
В прессе недавно также проходила информация о том, что «Симпреал» приступает к разработке ещё одного крупного месторождения каолинитовых глин Оренбуржья — Южно-Ушкатинского. Поэтому Россия может не беспокоиться о поставках керамического сырья от одного из лидеров отечественного производства, который смог так быстро и успешно уловить новый экономический тренд.

В фокусе внимания экспертов круглого стола были предложения по дальнейшему импортозамещению приоритетной для Минпромторга продукции на российском рынке. Хотя министерство занимается выстраиванием цепочек поставок и логистики, в том числе через представительства и коммуникацию за рубежом, назрело совершенствование природоохранного законодательства (принятое по европейскому образцу, оно сегодня сдерживает рост), требуется дальнейшая забота о рынке труда и расширение господдержки при движении за пределы страны.
Но и на данный момент государство делает немало для рынка, компенсируя часть затрат на транспортировку каолинового керамического сырья, предлагая льготные программы и кредиты через Фонд развития промышленности, лизинг оборудования и поиск комплектующих, а также помощь в сертификации за рубежом через Российский Экспортный Центр (РЭЦ).
«Наша продукция полностью готова к продвижению на экспортные рынки», — говорят в «Симпреал». Вероятно, что вскоре её качество смогут оценить в Китае, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.
Однако это направление начнёт серьёзно развиваться только после полного удовлетворения спроса внутри страны — внутренний рынок сегодня превыше всего. На него направлены и основные инвестиции компании, которая обещает продолжать удовлетворять запросы российских производителей за счёт расширения ассортимента и усовершенствования физико-химических свойств продукции. Успех как ковался, так и продолжит коваться в лабораториях «Симпреал».
