Московский государственный историко-этнографический театр (МГИЭТ) решил развеять осеннюю хандру горожан, представив им редкую комедию «Сотрудники, или Чужим добром не наживешься» по одноименной пьесе Владимира Соллогуба, за которую драматурга чуть было не застрелили.
Как говорит режиссёр Михаил Мизюков, эта постановка не претендует на раскрытие каких-либо серьезных проблем: «Понимаете, у нас последняя премьера – «Воевода. Сон на Волге» – была очень мощная, и после таких полотен хочется небольшой передышки, с одной стороны. Ну и потом у нас был хороший опыт с Крюковским «Сверх комплекта», тоже комедия, которая очень хорошо была воспринята зрителем. Нам захотелось продолжить эту серию лёгких комедий, которые дают возможность улыбнуться, отдохнуть по-настоящему без каких-то загрузок, потому что жизнь у нас сейчас такая … серьёзная».
Пьеса Соллогуба «Сотрудники» к этому во многом располагает – она тонка, воздушна, остроумна. Есть здесь элементы и комедии положений, и характеров, и водевиля с комическим осмыслением недавнего открытия железной дороги, с говорящими фамилиями героев, путаницей, когда одного принимают за другого и т.д. и т.д. Порой кажется, что автор смеётся над всем и всеми, включая себя самого.
Действие происходит в 1854 году в деревне помещика Грознова, расположенной рядом с железнодорожной станцией на полпути из Москвы в Петербург. К именинам своей страстно любимой и ревнуемой жены Аделаиды Павловны хозяин решил дать домашнее представление – водевиль, для написания которого он пригласил двух столичных литераторов – Олеговича и Ухарева. Путь прекрасному начинанию, однако, преграждают пикантные семейные тайны.
В момент написания пьесы, в 1850-е, она была, как говорят, «на злобу дня». В ней граф Соллогуб иронизировал над столкновением таких двух ярких общественных течений, как «западники» и «славянофилы». Шутил он над ними не в идеологическом, а больше в бытовом плане. При этом у каждого из них был свой прототип. В лице Ухарева был выведен литератор Иван Иванович Панаев, соучредитель Н.А. Некрасова по журналу «Современник», а в лице Олеговича – Константин Сергеевич Аксаков, публицист и глава славянофилов.
В своих воспоминаниях Соллогуб писал: «Панаев и Аксаков обиделись. С первым мы рассорились. Второй хотел вызвать меня на дуэль, но Хомяков успокоил его тем, что шутка – свойство народное и что русский человек за шутку сердиться не должен». Современный косплейщик, родновер или реконструктор таким объяснением вряд ли бы удовольствовался, но Константин Сергеевич, обладатель «младенческой чистоты души и целомудрия в широком смысле этого слова», быстро простил нахала.
Звёздами состоявшейся премьеры стали Александр Белояров, талантливо воплотивший образ петербуржского журналиста Ухарева, и Павел Ештокин, ярко сыгравший роль франтоватого камердинера Ухарева – Леонида. В своей игре им удалось соблюсти очень важную для комедии меру, не превратить спектакль в клоунаду. Ведь текст Соллогуба и так насыщен юмором и комичными поворотами. Гармонии с ними отчасти удалось достичь и Виталине Отрадновой, игравшей в этот вечер Аделаиду Павловну. Особенно хороша она была во второй части представления.
К несомненным достоинствам новой постановки можно также отнести декорации и костюмы. Мне показалось, что они прямо-таки освежили этот камерный театр на Бабушкинской.
Ну а зрители были в восторге и долго не отпускали артистов своими благодарными рукоплесканиями.