Если у человека есть 2 миллиона рублей, и нет хотя бы 5, то он может купить себе комнату в Москве как вариант решения жилищного вопроса. Но есть в продаже и комнаты, которые достигают по цене хорошей отдельной квартиры; они могут стоить до 13 миллионов рублей. Этот рынок — рудимент советских печально известных коммуналок; он постепенно исчезает, но не по социальным (как хотелось бы), а по экономическим причинам.
«Рынок пополняется лишь лишь за счет объектов, появляющихся при разделе долей между несколькими собственниками жилплощади, поэтому экспозиция здесь постепенно истощается», — говорит Дмитрий Таганов, руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость. По его данным, за последний год число комнат, выставленных на продажу в границах Старой Москвы, сжалось до 887 единиц (-50%).
Раньше семья в коммуналке могла надеяться на то, что ей (особенно при наличии детей) государство отдаст освободившуюся комнату. В случае развода муж или жена могли претендовать на то, чтобы встать в очередь на новую квартиру. Сейчас этих программ нет, и оставшиеся в квартире малоимущие россияне вынуждены по-прежнему терпеть «уплотнение» новыми жильцами, среди которых, как Вы понимаете, может оказаться население одного небольшого аула.
Это то, что касается тех, кому предстоит терпеть соседей по квартире. Но и те, кто вынужден продавать свою долю, встречают массу препятствий, поэтому нередко воздерживаются от её продажи.
С одной стороны, покупатели стараются подкопить или взять ипотеку, но приобрести отдельную квартиру-студию. С другой стороны, продавцы не хотят отдавать своё имущество дёшево и предпочитают подождать, компенсируя это повышением цены. Так, средняя стоимость этих комнат по сравнению с октябрём 2019 года выросла на 8% до 3.4 миллионов рублей.
«Чем меньше остается на рынке комнат, тем более заметно становится повышение общих ценовых показателей за счет таких объектов, которые застревают в продаже, — уточняет Дмитрий Таганов.- В результате некоторые продавцы комнат в период ограничительных мер ушли с рынка и пока не возвращаются обратно, оценивая свои шансы на сделку как минимальные».
Это рынок, перспективы которого нерадужны, и ничего тут поделать гражданам нельзя. Единственный, кто может решить проблему — российское государство, которое пока не хочет давать жилплощадь нуждающимся, как это было в стародавние времена.
А жаль. Это могло бы решить не только проблему строительства, но и проблему общежития разных семей в рамках одной квартиры. Может быть, подумать об этом? Не так уж много таких комнат на рынке…