25 сентября 2019 года руководители компаний-членов Московского Бизнес Клуба, работающих в сфере недвижимости, встретились и обсудили на круглом столе «Рынок недвижимости: перезагрузка» вопросы о жизни и смерти в отрасли: как жить в новых условиях, когда меняются старые схемы продажи недвижимости и им на смену приходят новые, прежде всего цифровые решения. Основной прозвучавший призыв к коллегам — не быть динозавром.
Переход на эскроу, повышение НДС, бюджет в размере 10% от прибыли — это те реалии, в которых сегодня действует компания на рынке. Последние несколько лет все только и занимались оптимизацией процессов, теперь же игрокам рынка предстоит оптимизировать косты (находить возможности для снижения затрат), чтобы изыскивать средства держаться на плову и развиваться. Первые, кто сегодня «идёт под нож» — это сотрудники аналитических отделов. Слишком многое в аналитике уже делается автоматически, а программы позволяют анализировать не только данные продаж, но и клиентские потребности и настроения во время переговоров.
Кстати, чего хочет клиент? По данным Бест-Новострой, приведённым главой компании Ириной Доброхотовой, 66% покупателей требует близости к метро, 48% хочет купить квартиру с отделкой, а 44% прежде всего обращают внимание на функциональность планировки.
Тут открывается, на первый взгляд, запрос на изменения для застройщиков. «Мы должны делать квартиры как в Европе, с отделкой», — говорит Ирина. Но оказывается, что реалии пока не благоволят этому. Ведь застройщики страдают от клиентов, которые под любым предлогом получают возможность по договору не принимать отделанную квартиру. Суды уже завалены исками потребителей и застройщик оказывается незащищённым игроком на рынке. Поэтому, увы, квартиры с отделкой пока не становятся трендом рынка. Это дело будущего.
Но каковы же новые сложившиеся тренды? Конечно, инновации и цифровые решения. «Через 3-4 года только компании, осуществляющие инновации, останутся на рынке», — убеждена Ирина Доброхотова.
Александр Хрусталев (НДВ Групп) делится, что «автоматизация бизнес-процессов — одна сегодня из основных забот компаний». Рынок подгоняет к цифровым решениям, ведь если в 2000 году было несколько тысяч агентств недвижимости, то сейчас из них осталось штук 20; зато на месте прежних агентств возникло множество маркетплейсов. «Проблема многих компаний — это «зависание» на стандартных схемах продаж недвижимости. Классическая схема продаж уходит на второй план, и вскоре 2-3 маркетплейса станут определять продажи»,- говорит он.
«Стоимость здания меняется во времени, меняется и доход, который приносит здание», — констатирует Мария Котова, гендиректор Avica, и советует обращать внимание на новые глобальные тренды, прежде всего на экологичность. По её мнению, строения должны подлежать постоянному обновлению и совершенствованию, чтобы соответствовать потребностям клиентов. Это касается не только новых построек, но и зданий, находящихся в эксплуатации.