«Можно ли о них [артистах балета] судить по моментальному, в несколько минут, впечатлению на Новой сцене Большого театра? Индивидуальность выявляется и в экстремальных условиях… У каждого только один тур, и в последующих выступлениях нельзя ничего исправить», — такое убеждение в полезности конкурсных отборов для раскрытия таланта высказал знаменитый хореограф Большого Театра Юрий Григорович, анонсируя очередной конкурс артистов балета «Русский балет».
Очевидным свидетельством в пользу убеждений мастера стала успешная карьера предыдущих лауреатов. Так, Александр Омельченко, победитель первого конкурса 2013 года, стал солистом Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, обладатели Гран-при Алексей Путинцев (2015) и Денис Захаров (2017), оба воспользовались правом стажировки в Большом театре и затем вошли в труппу главного театра страны.
Театральный критик Александр Геннадьевич Колесников со ссылкой на балерину и балетного педагога Марину Кондратьеву раскрыл: «Понимаете, что такое конкурс? Это же не просто вышел и несколько минут станцевал. Конкурс — это подготовка к нему, само выступление, и последствия». Он обратил внимание на то, что конкурсы бывают и должны быть разными: «Балетных конкурсов сегодня очень много, иногда даже кажется, чрезмерно много. Поэтому смысл рождения каждого нового конкурса вовсе не в самом факте его рождения, а в том, что он должен родиться в каком-то своем новом качестве. Он должен обладать какими-то определенными чертами, которых нет у других состязаний.
Посмотрите, наш главный московский конкурс проводится раз в четыре года, и не все могут на него попасть. Программа московского конкурса строго регламентирована, там заданы определенные балетные тексты и их много. Танцуете вы только три номера, а выучить вы должны гораздо больше, чтобы попасть сюда. Здесь все другое. Здесь репертуар выбирается самими конкурсантами. А вот показаться ты должен буквально в несколько мгновений, которые тебе даны, как шанс. Это конкурс очень высокого уровня, до него надо дорасти, к нему должна производиться определенная подготовка.
Но, скажем, конкурс «Арабеск» в Перми собирает свою аудиторию, в основном артистов из Урала, Сибири, Дальнего Востока. Раз в два года по четным годам проходит конкурс «Молодой балет мира» Юрия Григоровича в Сочи».
Впрочем, как отмечают деятели культуры, любая состязательность молодых талантов полезна не только артистам, но и учреждениям. «Конкурс — это всегда напряжение, обучение, новая ступенька в постижении профессии, которая дает возможность от года к году расти всем тем учебным заведениям, которые принимают в нем участие», — добавила Анна Дмитриевна Григорьева из Министерства Культуры, принимающая немало заявок от школ накануне конкурсов.
Так пожелаем нашим юным талантам хорошо выступить и выиграть счастливый билет в профессию, а культурным учреждениям — год от года раскрывать и предлагать молодым артистам свои возможности!