12 (25) января 1872 года в Феодосии родился Константин Богаевский — художник, которому было суждено быть востребованным, но бедным и зависимым при жизни. Увы, он весьма скромно запечатлелся в памяти соотечественников. То ли это произошло из-за отсутствия прямых наследников, то ли из-за вынужденного перехода в разряд официальных рисовальщиков советских строек, то ли из-за отсутствия доступа к произведениям, хранящимся в запасниках Феодосийской картинной галереи им. И. Айвазовского. Но пришла пора исправить несправедливость.
Сегодня в Государственном историческом музее (ГИМ) открылась выставка «Константин Богаевский. Крымская мистерия», приуроченная ко 150-летию художника и одновременно 150-летию основания музея, замысел которого зародился в Крыму. Это редкий пример высокой оценки творчества человека, ещё недавно бывшего визитной карточкой советского искусства за рубежом.
Главным в творчестве художника был пейзаж. Основы пейзажа Богаевский воспринял от А. Фесслера, И. Айвазовского и А. Куинджи. Затем выпускник Петербургской академии познакомился с западно-европейским искусством, не в меньшей мере повлиявшим на его собственный стиль.
В 1906 году, уже после участия в Русско-японской войне и женитьбы, зрелый мастер Константин Богаевский построил собственную художественную мастерскую. Созданные здесь работы выставлялись в творческих объединениях Серебряного века: Новом обществе художников, Товариществе московских художников, Товариществе южнорусских художников, у мирискуссников. При этом Богаевский был востребован не только как пейзажист — он занимался иллюстрацией произведений своего друга Максимилиана Волошина и создал панно для особняка М. Рябушинского в Спиридоньевском переулке в Москве.
Первая за 50 лет выставка в ГИМ привезла сотню работ из 22 российских музеев. Это лишь часть обширного наследия художника, который в эпоху Серебряного века и даже СССР много участвовал в выставках российских городов, Мюнхена, Брюсселя, Лондона, Парижа и Чикаго.
Величавыми, радостными и пророчественными считал Максимилиан Волошин созданные Богаевским образы Крыма. Он разглядел в них «строгие очертания Древней Земли» и ощутил её видения . «Радостная грусть, сиротливость мгновения в золотых видениях Древней Земли Богаевского, … в строгой наготе Земли… На них луч света величавого, зовущего, уходящего солнца… Или восходящего», — писал Волошин
Успешный, сытый и спокойный период жизни и творчества Константина Богаевского завершается в 1914 году, когда начинается Первая мировая война. Художник уходит на фронт и служит в военном гарнизоне под Севастополем. Затем приходит время больших перемен — вернувшись с войны, 46-летний Богаевский вынужден бороться в буквальном смысле за существование своё и семьи, поскольку его супруга Жозефина Густавовна Дуранте происходила из старинного купеческого генуэзского рода, богатейшего в Феодосии и пострадавшего от новых хозяев жизни.
В 1920е годы Константин Богаевский сотрудничает с советской властью, занимается описью памятников Крыма и вплотную работает с Крымским областным комитетом по делам музеев (КрымОХРИС). В какой-то момент художник начинает подвергаться критике за приверженность идеалам прошлой эпохи. Над ним нависла угроза, но в 1922 году А. Луначарский выдал Богаевскому охранную грамоту на мастерскую.
После этого в жизнь пейзажиста входят чтение лекций, экспертиза памятников и госзаказ на изображение Дрепрогэса, Донбасса, завода Азовсталь и бакинских нефтяных промыслов. На смену исторической романтики Киммерии в его творчестве приходит романтика первых пятилеток советской власти. Изо всех сил художник старается изобразить новую энергию — землю, преобразованную человеком, и воспеть новое строящееся молодое государство.
Конечно, Константин Богаевский всегда был художником, которому приходилось работать под заказчика. Если в начале XX века были востребованы произведения в стиле модерн, то в 1920е годы возник спрос на все виды и течения авангарда. От графичности, декоративности пейзажей Константин Богаевский переходит к более реалистическому изображению русской природы и жизни, теряя прежний сказочно-мистический колорит.
В 1930 годы его картины разъехались по России, откуда сегодня они приехали в Москву.
Что не изменилось в творчестве Константина Богаевского несмотря ни на какие бури — так это привязанность к природе Киммерии и Феодосии. В городе, который он воспевал всю жизнь, художник нашёл свою смерть.
За два месяца до освобождения Феодосии от захватчиков в 1943 году мастерская и дом художника подверглись разрушению, сам он трагически погиб. Тогда всё, что могли сохранить, было принято под опись Феодосийской картинной галерей Айвазовского: работы, архив, мебель, библиотека, в том числе перешедшая по наследству от супруги. Всё это сегодня хранится там, в основном в запасниках.
В городе-вдохновении Константина Богаевского есть улица в его честь — улица Богаевского, а его творчество в Галерее Айвазовского показывает небольшая экспозиция, которая не отражает и сотой доли его творческого наследия. Общественники ведут бои за то, чтобы Константину Богаевскому было дано звание почётного гражданина Феодосии, а его творчество заняло бы достойное место в культурном пространстве страны. Хочется верить, что выставка «Константин Богаевский. Крымская мистерия» будет способствовать успеху этих усилий.