Константин Богаевский: Крымская мистерия и загадочное забвение

Константин Богаевский: Крымская мистерия и загадочное забвение

12 (25) января 1872 года в Феодосии родился Константин Богаевский — художник, которому было суждено быть востребованным, но бедным и зависимым при жизни. Увы, он весьма скромно запечатлелся в памяти соотечественников. То ли это произошло из-за отсутствия прямых наследников, то ли из-за вынужденного перехода в разряд официальных рисовальщиков советских строек, то ли из-за отсутствия доступа к произведениям, хранящимся в запасниках Феодосийской картинной галереи им. И. Айвазовского. Но пришла пора исправить несправедливость.

Сегодня в Государственном историческом музее (ГИМ) открылась выставка «Константин Богаевский. Крымская мистерия», приуроченная ко 150-летию художника и одновременно 150-летию основания музея, замысел которого зародился в Крыму. Это редкий пример высокой оценки творчества человека, ещё недавно бывшего визитной карточкой советского искусства за рубежом.

Константин Фёдорович Богаевский (1872 - 1943)
Константин Фёдорович Богаевский (1872 — 1943)

Главным в творчестве художника был пейзаж. Основы пейзажа Богаевский воспринял от А. Фесслера, И. Айвазовского и А. Куинджи. Затем выпускник Петербургской академии познакомился с западно-европейским искусством, не в меньшей мере повлиявшим на его собственный стиль.

В 1906 году, уже после участия в Русско-японской войне и женитьбы, зрелый мастер Константин Богаевский построил собственную художественную мастерскую. Созданные здесь работы выставлялись в творческих объединениях Серебряного века: Новом обществе художников, Товариществе московских художников, Товариществе южнорусских художников, у мирискуссников. При этом Богаевский был востребован не только как пейзажист — он занимался иллюстрацией произведений своего друга Максимилиана Волошина и создал панно для особняка М. Рябушинского в Спиридоньевском переулке в Москве.

Первая за 50 лет выставка в ГИМ привезла сотню работ из 22 российских музеев. Это лишь часть обширного наследия художника, который в эпоху Серебряного века и даже СССР много участвовал в выставках российских городов, Мюнхена, Брюсселя, Лондона, Парижа и Чикаго.

Величавыми, радостными и пророчественными считал Максимилиан Волошин созданные Богаевским образы Крыма. Он разглядел в них «строгие очертания Древней Земли» и ощутил её видения . «Радостная грусть, сиротливость мгновения в золотых видениях Древней Земли Богаевского, … в строгой наготе Земли… На них луч света величавого, зовущего, уходящего солнца… Или восходящего», — писал Волошин

М. Волошин, Ж. Богаевская, и К. Богаевский в мастерской художника в Феодосии, 1920-е
М. Волошин, Ж. Богаевская, и К. Богаевский в мастерской художника в Феодосии, 1920-е

Успешный, сытый и спокойный период жизни и творчества Константина Богаевского завершается в 1914 году, когда начинается Первая мировая война. Художник уходит на фронт и служит в военном гарнизоне под Севастополем. Затем приходит время больших перемен — вернувшись с войны, 46-летний Богаевский вынужден бороться в буквальном смысле за существование своё и семьи, поскольку его супруга Жозефина Густавовна Дуранте происходила из старинного купеческого генуэзского рода, богатейшего в Феодосии и пострадавшего от новых хозяев жизни.

В 1920е годы Константин Богаевский сотрудничает с советской властью, занимается описью памятников Крыма и вплотную работает с Крымским областным комитетом по делам музеев (КрымОХРИС). В какой-то момент художник начинает подвергаться критике за приверженность идеалам прошлой эпохи. Над ним нависла угроза, но в 1922 году А. Луначарский выдал Богаевскому охранную грамоту на мастерскую.

После этого в жизнь пейзажиста входят чтение лекций, экспертиза памятников и госзаказ на изображение Дрепрогэса, Донбасса, завода Азовсталь и бакинских нефтяных промыслов. На смену исторической романтики Киммерии в его творчестве приходит романтика первых пятилеток советской власти. Изо всех сил художник старается изобразить новую энергию — землю, преобразованную человеком, и воспеть новое строящееся молодое государство.

К. Ф. Богаевский. Последние лучи. 1903. Холст, масло. Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого
К. Ф. Богаевский. Последние лучи. 1903. Холст, масло. Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого

Конечно, Константин Богаевский всегда был художником, которому приходилось работать под заказчика. Если в начале XX века были востребованы произведения в стиле модерн, то в 1920е годы возник спрос на все виды и течения авангарда.  От графичности, декоративности пейзажей Константин Богаевский переходит к более реалистическому изображению русской природы и жизни, теряя прежний сказочно-мистический колорит.

В 1930 годы его картины разъехались по России, откуда сегодня они приехали в Москву.

Что не изменилось в творчестве Константина Богаевского несмотря ни на какие бури — так это привязанность к природе Киммерии и Феодосии. В городе, который он воспевал всю жизнь, художник нашёл свою смерть.

За два месяца до освобождения Феодосии от захватчиков в 1943 году мастерская и дом художника подверглись разрушению, сам он трагически погиб. Тогда всё, что могли сохранить, было принято под опись Феодосийской картинной галерей Айвазовского: работы, архив, мебель, библиотека, в том числе перешедшая по наследству от супруги. Всё это сегодня хранится там, в основном в запасниках.

К. Ф. Богаевский. Донбасс. 1935. Холст, масло. Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского
К. Ф. Богаевский. Донбасс. 1935. Холст, масло. Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского

В городе-вдохновении Константина Богаевского есть улица в его честь — улица Богаевского, а его творчество в Галерее Айвазовского показывает небольшая экспозиция, которая не отражает и сотой доли его творческого наследия. Общественники ведут бои за то, чтобы Константину Богаевскому было дано звание почётного гражданина Феодосии, а его творчество заняло бы достойное место в культурном пространстве страны. Хочется верить, что выставка «Константин Богаевский. Крымская мистерия» будет способствовать успеху этих усилий.

К. Ф. Богаевский. Корабли. Вечернее солнце. 1912. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург
К. Ф. Богаевский. Корабли. Вечернее солнце. 1912. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург
К. Ф. Богаевский. Гора Святого Георгия. 1911. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
К. Ф. Богаевский. Гора Святого Георгия. 1911. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку