Кущёвка продолжается? Адвокатура Краснодарского края демонстрирует новую этику

Как безнаказанность адвокатов может доходить до беспредела?

Соблазнительно обрести «хорошего», ловкого адвоката, который умеет проходить сквозь стены и добиваться контролируемого результата в судах. Тех, кто, пользуясь особым статусом и знаниями, берет крупные суммы за решение вопроса любыми средствами, в том числе нарушая закон. Их прозвали «решальщиками», и эти люди рискуют, ведь за особый статус – особый спрос.

В профессии адвоката существуют прозрачные и контролируемые правила игры, сформулированные в «Кодексе профессиональной этики адвоката». Документ был принят в 2003 году Первым всероссийским съездом адвокатов, и его нарушение может привести к потере статуса и профессии.

Опасаясь возмездия, адвокаты часто отказываются становиться эффективными «решальщиками» житейских проблем, ссылаясь на контроль и установленные ограничения, не говоря уже о привлечении к уголовной ответственности.

Риск – удел немногих. Пример рискового защитника последних лет – адвокат Михаила Ефремова и четы Блиновских Эльман Пашаев. В 2022 году Федеральная палата адвокатов лишила его статуса адвоката за правонарушения в громких процессах, а Следком обвинил в совершении мошенничества (ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК России).

Такой поворот событий единичен. По данным Следственного комитета, оглашенным А.И. Бастрыкиным, всего за январь-сентябрь 2024 года против 151 адвоката в России были возбуждены уголовные дела, что ничтожно мало учитывая общую армию адвокатов страны, насчитывающую 76 тысяч человек (0.2%).

Мошенничество – одна из самых популярных статей, по которым судят «заступников», наряду с хищениями (статьи 159, 160 УК), передачей взяток (ст. 291.1 УК РФ), принуждением к даче показаний (ст. 309 УК РФ) и преступлениями против правосудия (ст. 294, 295, 303, 309 УК). Чрезмерная ловкость в отношении противника в споре остаётся вне поля зрения правоохранителей, эта категория должна подлежать профессиональной оценке.

По статистике Федеральной палаты адвокатов (ФПА), в организацию ежегодно поступает около 1500 жалоб на адвокатов; из них около 100 – на нарушение этики ведения дел. Задумайтесь, это даже меньше, чем количество уголовных дел, открытых на адвокатов силовиками! Почему?

Земля полнится слухами, что «прижать» адвокатов – задача не из легких, особенно если они участвуют не в громком уголовном деле, где затрагиваются государственные интересы, а в гражданском процессе с обычными людьми. При этом от безнаказанности отдельных лиц страдает репутация адвокатуры как института, а люди, как показывает практика, от беспредельной ловкости адвокатов могут даже «законно» лишиться имущества и жизни.

Если вы столкнулись с «решальщиком», который идёт по вашим головам для удовлетворения запроса клиента, кажется, никакой Кодекс профессиональной этики адвоката не «работает», а российская адвокатура пребывает, по нашему мнению, в Средневековье. Мы живём в стране, где и Минюст не в состоянии защитить права людей.

Стряпчие или адвокаты?

До 1864 года в России дела господ решали их стряпчие, также называемые ходоки или ходатаи по делам. Эти слуги-ловкачи, знавшие процедуру ведения дел и заботившиеся лишь об интересах хозяев, сделали профессию именем нарицательным.

После Великих Реформ общество переосмыслило её – появились адвокаты, а вместе с ними – надежда на законность в стране, где царил произвол. Знаменитый юрист Фёдор Кони напутствовал коллег, что адвокат – «не слуга своего клиента и не пособник ему в стремлении уйти от заслуженной кары правосудия».

Казалось, что «уличная» адвокатура и делишки стряпчих уходят в прошлое. Институт адвокатуры – это реализация надежд людей на справедливость. Для настоящего адвоката на первом месте должна стоять морально-нравственная цель! Но легче сказать, чем выполнить, если рубль уже зазвенел в кармане морально нестойкого человека.

Едва адвокатов наделили особым статусом – у них сразу возникли и искушения преступить закон. В таких случаях, как говорил Ф. Кони, «широко оплаченная ораторская помощь отдается в пользование притеснителю слабых, развратителю невинных или расхитителю чужих трудовых сбережений». Века идут, грехи остаются прежними.

Профессиональная присяга и сегодня призывает адвокатов стоять на страже закона:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката».

В адвокатуре России ярко выделяется сноровкой «стряпчих» Краснодарский край. Всю страну обошла ужасающая история банды Цапков – команды Вячеслава Цеповяза из Кущевки, в которой немалую роль играли адвокаты Владислав Бражников, Генрих Хачатуров, Александр Войналович. Они в 2019 году в интересах клиентов – собственников агропромышленных холдингов «Покровский» Андрея Коровайко и Аркадия Чебанова, вынуждали людей отдать им свои компании по выращиванию зерновых культур в Краснодарском крае и Ростовской области по заниженной стоимости на общую сумму 3 миллиарда рублей. Естественно, угрожая жертвам привлечением к уголовной ответственности по надуманным поводам – пользуясь своим особым статусом и знанием судопроизводства.

В том же регионе несколько лет спустя адвокаты смогли «состряпать» виртуозное расторжение договоров с обманутыми дольщиками Сочи. Дело в Первомайском районном суде Краснодара вели Андрей Владимирович Шабанов (рег.№23/2539) и Андрей Михайлович Попов (рег. №23/2059). В отличие от упомянутого Пашаева, «стряпчие» довели дело до кривосудия, полностью удовлетворив желание «господина» ловкими маневрами, и, в отличие от Коровайко и Чебанова, не были привлечены к ответственности.

Вот это мастерство ведения дел! Сочинские адвокаты не выходили в прессу и не устраивали откровенный шантаж; они действовали  во благо доверителя исключительно в судебных коридорах. Оказалось достаточным найти «правильное» место для спора, «забыть» некоторые детали дела, кое-что обойти… и в результате ловкого юридического маневра участники долевого строительства 2015-2017 годов даже своевременно не узнали о суде, по решению которого лишились прав на свою недвижимость.

Дольщики настроены идти в поисках справедливости до конца. Так что будущее ловких адвокатов будет зависеть от решения надзорных и контролирующих органов, которые почему-то пока не принимают сторону обманутых граждан.

«Вы не только защищаете права и законные интересы людей, но и вносите весомый вклад в повышение правовой культуры, укрепление верховенства закона, совершенствование законодательства и правоприменительной практики», – из приветственного слова президента России В. Путина к участникам и гостям X Всероссийского съезда адвокатов в 2021 году

Тем временем, в адвокатуре наступили Тёмные века. Быть «стряпчими» на службе у криминала, вероятно, за последние несколько лет перестало быть правонарушением. Остаётся надежда на пресловутые мораль и нравственность.

Как с гуся вода, или как адвокатура защищает «своих» адвокатов. «Наше адвокатское православие»

В наши дни мало кто возьмется рассуждать подобно В.Д. Спасовичу о том, что адвокатура – это «наше адвокатское православие». О морали говорят сегодня исключительно адвокаты с репутацией. «Адвокатская профессия – одна из немногих, этические и нравственные основы которой отражены в Кодексе профессиональной этики. И поэтому я полагаю, что хороший адвокат, вне зависимости от степени его известности, должен все-таки быть нравственным человеком», – говорит Генрих Падва.

В гражданском деле № 2-5752/2024 о расторжении договоров долевого участия адвокатов с высокой репутацией не предполагалось. Осужденному за мошенничество  с деньгами дольщиков руководству бывшего застройщика «Альбатрос» повезло с представителями, умеющими применять знания судебной системы для лишения граждан прав на жильё. Один из них подал иск к предпринимателю, другой его защищал.

Спор, которого не было, был разыгран как по нотам между адвокатом Шабановым, по совместительству директором принадлежащей А.З. Пруидзе компании «Альбатрос», и его адвокатом-защитником в уголовном процессе. Формальным ответчиком был Пруидзе, а реальными оказались 3000 дольщиков, обманутых им.

Собственники и Управление Росреестра по Краснодарскому краю быстро осознали, что целью иска было «искусственно инициировать судебный спор, направленный на незаконное приобретение в собственность объектов недвижимости в пользу бенефициара ООО «Альбатрос» – Пруидзе А.З.».

Каждый адвокат знает положения ч.1 ст. 30 ГПК РФ – что иски, связанные с недвижимостью рассматриваются по местонахождению объекта. Но А.В. Шабанов решил обойти Адлерский районный суд города Сочи, и подал документы в Первомайский районный суд города Краснодара. Для этого ему потребовалось «забыть» не только ГПК, но и о том, что ответчик реальным ответчиком не является. Но это ещё не всё.

«В 2015-2017 гг. между ООО «Альбатрос», директором которого [сейчас] является адвокат А.В. Шабанов, и гр. Пруидзе А.З. были заключены Договора долевого строительства. В последующем гражданин Пруидзе А.З. путем заключения договоров уступки передал свои права иным физическим лицам. Данная переуступка была совершена с согласия ООО «Альбатрос» и зарегистрирована Управлением Росреестра. С момента заключения Договора уступки прав происходит замена стороны по Договору долевого участия в строительстве и, соответственно стороной договора является новое лицо, вместо Пруидзе А.З. Данная информация адвокатом Шабановым А.В. была скрыта от суда, что привело к принятию незаконного решения и нарушению материальных и процессуальных прав иных лиц…

В материалах уголовного дела и Приговоре Хостинского районного суда по делу 1-21/2022 имелись сведения о том, что гр. Пруидзе А.З. переуступил свои права по договорам долевого участия и, на момент рассмотрения гражданского дела в Первомайском районном суде, уже не являлся стороной по договору.

Действуя добросовестно, с учетом высокого статуса адвоката и в интересах законности судебного разбирательства, Попов А.М. обязан был сообщить суду данные сведения. Сокрытие данных сведений со стороны адвоката Попова А.М. также привело к принятию судом незаконного решения», – говорится в Обращении дольщиков к Председателю Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам С.И. Володиной, Директору Департамента организации и контроля Минюста России А.В. Чумакову, Президенту Адвокатской Палаты Краснодарского края С.Н. Васильевой, имеющемся в распоряжении редакции.

С точки зрения уголовного наказания – в деле комар носа не подточит! Легче было добиться рассмотрения привлечения к дисциплинарной ответственности вынесшего решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара Виталия Владимировича Кожевникова Квалификационной коллегией судей Краснодарского края по обращению Совета судей. А вот Адвокатская палата и Управление Министерства юстиции по Краснодарскому краю не увидели, чтобы адвокатами была нарушена этика.

«Оснований для внесения в Адвокатскую палату представления о возбуждении дисциплинарного производства в отношении адвокатов Попова А.М. и Шабанова А.В. не имеется», – говорится в ответе Минюста на жалобы дольщиков, имеющемся в распоряжении редакции.

Есть ли сегодня в России общее понимание того, что такое нравственный человек и хороший адвокат? Возможно, большинство согласится с тем, что нравственный человек – это добрый и справедливый член общества, который придерживается моральных принципов и несёт ответственность за свои поступки.

От хорошего адвоката мы ожидаем скорее ловкость, чем нравственность. Но так ведь и до Кущёвки недалеко.

Этика, оказывается, Шабановым и Поповым была соблюдена безупречно. Браво адвокаты! Дело «хищения» недвижимости дольщиков Сочи имеет все шансы на то, чтобы войти в анналы юридической науки в России.

Вопрос только в том, в какой раздел оно попадет: в образцовые дела, на которые нужно ориентироваться «решальщикам», или в статистические сводки лиц с особым статусом, привлеченных к ответственности.

***

Одной из ключевых задач деятельности адвоката является поддержание высокого авторитете адвокатуры. Адвокаты Андрей Владимирович Шабанов и Андрей Михайлович Попов, несомненно, в этом вопросе оставили позади многих коллег.

Уголовные дела против адвокатов были и более чем резонансными. Например, адвокат Светлана Болошина в 1994 году совершила заказное убийство судьи Центрального районного суда Читы и ряда других лиц, чтобы спрятать концы в воду. «Поставленные цели [Болошина] преследует настойчиво, сама предлагает свои услуги, при этом превышая свои полномочия, – писали психолого-эксперты о ней. – Нуждается в признании, хочет производить впечатление, быть популярной и обожаемой. Боится, что ей могут помешать достичь желаемого, поэтому требует, чтобы другие признавали ее права. Амбициозна». Иногда, чтобы понять причины правонарушений адвоката, нужны специалисты по мозгам.

Если виртуозность Шабанова и Попова по-прежнему будет восприниматься нормой в Краснодарском крае, не привлечёт следственные и надзорные органы, то, возможно, они хотя бы станут предметом пристального рассмотрения психологов.

Мне лично кажется, что отзвуки Кущевки до сих пор слышны в Краснодарском крае. Банда могла нанести куда более серьёзный вред, чем было установлено: изменить психологию общества так, что она породила новую этику ведения дел и новую мораль и нравственность региональной адвокатуры.

Если некоторым из нас в сложной жизненной ситуации и захочется привлечь адвокатов-виртуозов решения дел, то уж точно никому не захочется оказаться на месте дольщиков Сочи. Пусть коллеги рукоплещут изобретательности Шабанова и Попова, а адвокатура региона оправдывает их, но с точки зрения русской морали действия «стряпчих» на благо клиента – недобросовестное, бесчестное поведение.

 

P.S. Мы отправляем материал в Федеральную палату адвокатов и Минюст с просьбой разъяснить нам тонкие грани этики адвоката и прокомментировать, почему всё-таки в действиях господ Шабанова и Попова не было обнаружено нарушений

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку