Квартиры одиноких будут молниеносто превращаться в выморочные

Квартиры одиноких будут молниеносто превращаться в выморочные

Споры о наследовании после смерти одиноко проживавших или не имевших близких родственников людей начиная с 5 февраля 2025 года официально меняют привычный порядок дел. Обязанность нотариуса проверять наличие заявителей через ЗАГС сделает эту процедуру прозрачной для главного наследника нашей страны.

Впрочем, нововведение уже осуществляется в Москве, и мы знаем, как это происходит на практике с 2021 года. Получив соответствующий сигнал о смерти человека и сведения от нотариуса, государство молниеносно начинает заявлять на имущество свои права, являясь (в отличие от граждан) держателем полного пакета документов.

Это касается как квартир, прошедших процедуру приватизации, так и неприватизированных квартир. Муниципальные органы власти как заинтересованные лица получают копию свидетельства о смерти, и начинают забирать жилье. В первом случае — как выморочное, во втором — как освободившееся после одиноко проживавшего нанимателя. Порядок максимально упрощён.

Оспорить подобные действия в суде даже при наличии оснований практически становится невозможным (посмотрите судебную практику), не говоря о том, что местная власть также быстро может продать и перераспределить жилье для категорий лиц, не подлежащих выселению. Останется только разводить руками и сожалеть, что время упущено.

Умирают не только одиноко проживающие троюродные бабушки, иногда нежданно-негадано уходит из жизни молодёжь. Несмотря на доступность данных в современном мире, нотариус не обязан выявленных родственников и наследников по завещанию искать, тем более проживающих за границей. Ввиду продвинутых ресурсов рассылка через Госуслуги выглядела бы логично, но в этом случае у государства и наследников сблизились бы шансы на успех.

В отличие от вездесущего административного ресурса, опоздавшим наследникам открыта дорога в суд за восстановлением своих прав. Им придётся собирать доказательства и убеждать судей в том, что причины несоблюдения сроков вступления в наследство были уважительными.

Единая база ЗАГС — это замечательная идея, которая, как нас уверяют, позволит выявлять фальшивых наследников (таких как бывшие жены) и должников. Но как быть с пресловутым человеческим фактором, совершающим всевозможные (в том числе преднамеренные) ошибки? Теперь для нотариуса база важнее, чем живой документ.

Например, наследственное дело моего умершего в 1992 году в Москве отца утеряно, потому что нотариус сбежала с документами из опасения тюрьмы. Из существующих записей неясно, кто был наследником его имущества, оформлял папа завещание или нет. Всё это содержится в официально выданном мне документе. Я даже не смогла удостоверить у нотариуса очевидный факт, что я — наследница своего родного отца, для этого требуется судебное решение.

Что касается долгов, то есть другие примечательные случаи из жизни, где на умершего пенсионера «вешается» задолженность перед фондами за якобы переплату ему пенсии последних лет. Попытки получить официальные разъяснения упирались в одну фразу: «Ну, с вас же никто эту сумму не удержал!». А если удержат?

Давайте прибавим к этому списку тех, кто ограничился заверением дарения недвижимости через МФЦ, ошибки и ограничения сбора персональных данных для простых смертных. Получится, что число наследников жилья резко снизится в пользу муниципальных властей. Насколько — покажут итоги 2025 года, сколько окажется «фальшивых» наследников квартир.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку