Живой классик современной драматургии 85-летний Том Стоппард в пятый раз получил главную премию американского театра – Тони 2023 – за свою последнюю пьесу «Леопольдштадт». Его премьерная постановка, увенчанная портретом Густава Климта, состоялась 25 января 2020 года в театре Уиндема в лондонском Вест-Энде. Российская премьера пьесы ожидается на днях в РАМТ.
Действие пьесы разворачивается в многолюдной еврейской общине Вены первой половины XX века и повествует о жизни процветающей еврейской семьи, бежавшей от погромов. Особое место в драме занимает портрет Густава Климта, похищенный нацистами.
Картина, которая появляется на сцене, на самом деле является работой британской художницы Фелисити Гилл, чьи выставки проходили в Галерее современного искусства им. Тёрнера в Кенте, Лондонской Королевской академии и Королевском обществе художников-портретистов. Самой заметной её работой был портрет Бориса Джонсона в бытность его мэром Лондона. Вместе с тем это не первый заказ художницы для театра. Ранее она воссоздала живопись Жана Мишеля Баския для недавней постановки «Сотрудничество» в Вест-Энде и на Бродвее.
«Я обожала работы Климта, когда училась в школе, и написала несколько портретов в стиле Климта, так что заказ Леопольдштадта был работой моей мечты, – сказала Гилл. – Было непросто воспроизвести тонкий детализированный стиль Климта в формате, подходящем для театра – он использовал несколько цветов, например, для создания телесных тонов, – и в то же время портрет должен был виден на сцене».
В первом акте, действие которого происходит в 1899 году, главная героиня Гретль Мерц упоминает о планах позировать Климту, одному из основателей Венского сецессиона. В премьерной постановке Вест-Энда, которая затем перешла на Бродвей, её играет Фэй Кастелоу, и именно её портрет «Климта» мы видим в спектакле.
В продолжении мы видим, как одна из немногих выживших представительниц некогда многочисленного клана Мерц-Якобович – Роуз Клостер – борется с Австрией за возврат этого портрета.
Эта сюжетная линия отражает реальную судебную тяжбу о реституции картины Климта 1907 года «Портрет Адели Блох-Бауэр I», которую в 2006 году вернули из венской государственной галереи Бельведер наследнице Блох-Бауэров Марии Альтман, проданную в последствии за рекордные 135 млн долларов.
Но в постановке Вест-Энда и Бродвея картина, украшавшая семейную гостиную, в заключительном акте, где воссоединяются лишь трое выживших членов семьи, её всё ещё нет, что символизирует очень многое.
Помимо исторических параллелей с картиной Климта в пьесе Стоппарда очень много личного. Урожденному Томашем Штройслером, автору было всего 18 месяцев, когда его родители-евреи бежали из Чехословакии в Сингапур в 1938 году. Подобно персонажу Лео Чемберлена – урожденному Лео Розенбауму, который сбежал из Вены и вернулся домой только в 1955 году – Стоппард переехал в Англию в возрасте восьми лет и был усыновлен англичанином, что практически прервало его связи с еврейским наследием.
Пьеса «автобиографична, но на самом деле не является автобиографическим произведением», – сказал Стоппард, которому было за 50, когда он узнал, что все четверо его бабушек и дедушек были убиты во время Холокоста. – Но элементы её взяты из жизни».
Приз Тони 2023 стал историческим, поскольку стал пятой победой Стоппарда в категории «Лучшая пьеса». Драматург и до этого был рекордсменом, получив призы за постановки «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1968), «Пародии» (1976), «Реальная вещь» (1984) и «Берег Утопии» (2007).
Какой получилась постановка Алексея Бородина в РАМТе мы скоро узнаем – её премьера состоится буквально на днях на этой неделе.