Сегодня мы ежедневно используем устройства, снабженные литиевыми аккумуляторами: от мобильных телефонов до автомобилей на электротяге. Литий — это минерал, добываемый из жидкого рассола, расположенного под земной корой, или выпариваемый из солончаковых глин. 85% мировых запасов лития располагаются в самом сердце южноамериканского континента — в Боливии, Чили и Аргентине.
В Европе на автомобили с двигателями внутреннего сгорания будет наложен запрет в 2030 году; аналогичные правительственные постановления были введены в США и Китае. Это открыло путь набирающей силу индустрии электромобилей и дало импульс развитию производства литиевых батарей.
Литий — легчайший металл в таблице Менделеева с самым высоким электрохимическим потенциалом. Поэтому литиевые батареи — это хранилище электроэнергии.
В некотором роде можно сказать, что литий — это новая нефть.С одной стороны, для производства литиевых батарей нужно электричество, уже произведенное с использованием ископаемого топлива, хотя объём потребления нефти будет снижаться по мере развития технологий и ради сохранения значения лития в «зелёной экономике». С другой стороны, цена лития стремительно выросла за последний десяток лет.
Тонна лития стоила 4 450 долларов (4 202 евро) в 2012 году, в 2022 году она выросла в цене до 78 032 долларов (73 696 евро). Всего несколько дней назад китайская фирма Tianqi Lithium Corp, владелец части чилийской литиевой компании SQM, сообщила о крупнейшей в 2022 году продаже акций на Гонконгской фондовой бирже, одном из важнейших финансовых центров Азии, собрав около 1,7 млрд долларов США.
Несмотря на то, что крупнейшие научные центры в США и Китае лидируют в области исследований по технологическому совершенствованию новых литиевых батарей, используя различные соединения-проводники, такие как литий-графит, литий-графен, литий — сера, кобальт, натрий и др., ни одной компании пока не удалось создать надежную батарею даже в экспериментальном масштабе.
На данный момент тот, кто сможет построить аккумулятор с запасом хода не менее 1000 километров без необходимости повторной подзарядки, получит наибольшие шансы захватить мировой автомобильный рынок, насчитывающий 1,4 миллиарда товарных единиц.
Давнее желание по преодолению зависимости от нефти и ее производных объясняется прежде всего экологическими причинами. Литий — альтернатива, хотя его в полной мере нельзя считать природным ресурсом «зеленой энергии», ведь сам факт его добычи наносит ущерб богатым экосистемам биосферы в самом сердце Южной Америки.
Задача ближайшего будущего состоит в том, чтобы во всём мире развивать «новую нефть», подпитывать научные исследования, стимулировать изучение эвапоритовых полезных ископаемых (карбонаты, сульфаты и хлориды Na, K, Ca и Mg. соли калия, гидроксид лития, карбонат лития) и искать жизнеспособное решение по реструктуризации инвестиционной системы в энергетическом секторе.
Научные центры США и Китая работают с этим изящно и эффективно. Основным производителям и экспортерам газа и нефти, таким как Россия и Саудовская Аравия, ещё предстоит к этой системе придти.