Как сообщает официальный сайт главы государства, Президент Беларуси подписал «О проекте международного договора», тем самым разрешив уполномоченным членам своего правительства вести переговоры с Россией об экспорте газа на основе соглашения 2011 года. Основной предмет переговоров — цена транспортировки российского газа для белорусских предприятий, которая, как говорит Александр Григорьевич Лукашенко, в 2020 году должна равняться внутренней российской цене.
Цена российского газа для братского государства в 2019 году составила $127 за тысячу кубометров при закупке 20 млрд кубометров. Эта цена, а также цена нефти не устраивает руководителя Беларуси, и он предложил В. Путину очередную встречу на высшем уровне с целью урегулирования вопроса (источник: Белта).
Лукашенко считает российские цены невыгодными и несколько дней назад заявил о том, что стране необходимо снизить зависимость от российской нефти и диверсифицировать поставки нефти на 30-40% от потребностей внутреннего рынка. За словом последовало дело, и Александр Григорьевич, закупив 80 тысяч тонн нефти у Норвегии, вступил в переговоры с США, Саудовской Аравией, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Казахстаном и Азербайджаном. Но предпочтительными он считает поставки из стран Балтии, а поставки из Казахстана и вовсе невозможны из-за противодействия российского руководства.
Отсутствие договорённости о поставках энергоресурсов приводит к их срыву не только для внутреннего потребления, но и для транзита в Европу. По информации агентства Reuters, поставщики нефти «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз» в январе 2020 года отказались от поставок российской нефти в Беларусь. Только компании Гуцериевых: «Сафмар», «Русснефть» и «Нефтиса» продолжили поставки. Утверждённые Минэнерго квоты экспорт в первом квартале 2020 года составили 750 тыс. тонн (одну шестую от внутреннего потребления, годовой объём поставок нефти в Беларусь составляет 18 млн тонн).
Трудно предсказать исход переговоров между Беларусью и Россией по ценам на энергоресурсы. Но ясно одно: если поставки будут прекращены или вынужденно диверсифицированы, то у «батьки» не останется другого выхода, кроме как переориентировать свою политику с российского на другие направления.