Вновь на сцене «Театра на Малой Бронной» сказка, или, как говорит худрук Константин Богомолов, «спектакль для семейного просмотра», где и взрослые, и дети получают удовольствие от художественного зрелища, которое они потом могут вместе обсудить и посмаковать.
Совсем недавно мы наслаждались здесь комедией дель-арте Карло Гоцци «Женщина-змея» в постановке Олега Долина, теперь черёд красивой «Лунной Масленицы» Филиппа Григорьяна по пьесе современного драматурга Павла Пряжко.
Однако, если у Гоцци одно смысловое ядро для больших и маленьких зрителей, то у Пряжко они разнесены. Природа удовольствия для детей тут – зрелищность, быстрые фантастические повороты, детские страхи, приправленные лёгкой поучительностью, а для родителей – ирония и лёгкое подтрунивание над глупостями взрослой жизни.
Помимо отличной игры актёров безусловными достоинствами спектакля стали сценография и костюмы, созданные Филиппом Григорьяном и Владой Помиркованой. Это красивые и остроумные художественные образы, созвучные стилистике пьесы.
Родители тут носят золотые доспехи, мечи-кладенцы, а шлемы их венчают короны египетских богов. Страшный враг детей – Темнота – одета в черный салоп и кокошник, а вместо ног у неё когтистые куриные лапы. Уж не родственница ли она Избушки на курьих ножках? Главный злодей – Лунный жир – это таинственный эмо в костюме диско, исполняющий в воздухе бурлескные номера. Упитанная гусеница, превратившись в бабочку, становится очень похожа на стройную диснеевскую Джессику Рэббит с бутылкой шампанского и атласной ленточкой выпускницы на перевес. И несмотря на этот фейерверк и смешение стилей, всё смотрится очень органично и наполнено большим юмористическим зарядом.
Под стать им и музыкальная часть, вобравшая в себя пионерские песни, рок музыку и романсы Вертинского.
За простым сказочным сюжетом – дети отправляются спасать родителей, преодолевая на своём пути препятствия – проглядывают серьёзные темы. О том, что за победу нужно бороться, что наружность обманчива и что всякий выбор требует жертв – подвигов, ангельских крыльев или погружения в столетний сон. Родители, конечно, увидят в пьесе гораздо больше и также от души порефлексируют и повеселятся.
Мне же «Лунная Масленица» напомнила те сказки, которые мы рассказывали друг другу на ночь в детстве. В них были отчаянно завиральные сюжеты, с фантастическими злодеями, живущими по темным углам, и богатырями и рыцарями, которые их побеждали самым немыслимым образом и в самый последний момент. Они доставляли нам огромное удовольствие.