Миллионы обывателей сегодня пришли на рынок, который раньше был уделом профессионалов. Как сообщил ТАСС руководитель Московской биржи Юрий Денисов, только за декабрь 2020 года число новичков-физических лиц на бирже составило 4.7 миллионов, а всего на площадке работают 8.5 миллионов физических лиц.
Непрофессиональные инвесторы — люди, пытающиеся спасти и приумножить свои сбережения, вызвали обеспокоенность властей: тем, что рынок стало труднее контролировать, и тем, что немало россиян от безграмотности и азарта пополняют ряды банкротов.
Как сообщил на встрече с Банком России, организованной Ассоциацией банков России, глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков, в ближайшее время рынок подвергнется жёсткому регулированию, в народе называемому «категоризацией инвесторов -2». «Мы ожидаем, что законопроект будет вскоре принят и будут установлены жёсткие требования продаж инвестиционных продуктов», — добавил он.
Речь идёт о том, что инвестора-любителя не подпустят к серьёзным финансовым операциям и заставят проходить азы финансовой грамотности.
Это нововведение оказалось одним из тех, которые встретили поддержку самых различных экспертов и организаций. Проблема беспокоит не только регуляторов и банковское сообщество, но и самих физических лиц, которые всё чаще становятся беззащитными объектами малознакомой и зачастую нечестной игры.
Андрей Пучковский (Роспотребнадзор) на дискуссии «Как частному инвестору не стать жертвой ловких манипуляторов: роль государства, участников рынка и общества» Ассоциации Российских Банков (АРБ) прямо сказал о том, что законодательство о защите прав не защищает инвестора. Сегодня судебная практика, по его словам, «плохая – потребители проигрывают больше половины споров с брокерами и площадками». «Инвестору рассчитывать не на что, — пояснил он. — Суды не стараются разбираться в существенных условиях дел, в то время как у брокера практически 100% шансы в суде, если он причинит зло своему клиенту».
Не задача брокера предлагать или советовать покупателю что-то купить, это задача его советника. А брокер должен только выполнить заявку. Но это не всегда понятно человеку, который доверился профессионалу рынка и не смог правильно оценить его предложение.
«Многие из этих людей действительно не понимают рисков, — говорит Александр Коланьков (Банк России). — А некоторые могут даже не знать, что они инвесторы. Ошибки этих людей не могут не вызывать озабоченности у Банка России, поскольку это становится проблемой государства».
Категоризация инвесторов и раньше существовала, но теперь будет введено тестирование потенциальных инвесторов, прохождение которого и только оно даст возможность брокерам продавать свои продукты неквалифицированному инвестору. Собственно, целью законопроекта является получение права Банком России запрещать продажу непрофессиональным инвесторам части продуктов.
Тестирование инвесторов начнётся с 1 октября 2021 года — к этому моменту будет создана вся законодательная база новой «категоризации инвесторов». Мосбиржа разработает базовый стандарт знаний, по которому каждый желающий зарабатывать на финансовых операциях сможет проходить тестирование. Обучающие инвесторов программы подлежат добровольной (но не обязательной) аккредитации, что приведёт к формированию целого рынка образовательных программ.
Какие из «простых» продуктов будут доступны непрофессиональному инвестору, а какие — нет, ещё не понятно. Но проблема в том, что есть вещи, которым обучить невозможно — нужны осторожность, чутьё и даже талант.
«Не неси последние деньги на рынок», «Не занимай деньги под инвестиции». «Лучше обратись к профессионалов» «Не клади все яйца в одну корзину». «Оцени свой риск-профиль» «Не верь на слово: изучай договора и проверяй» «Не разобрался – не влезай». Эти фразы, как отметил глава АРБ Гарегин Тосунян, «надо выучить как Отче наш» любому инвестору, приходящему на финансовый рынок.
«Когда вкладчики бросаются на фондовый рынок, они испытывают не только дефицит знаний, но и противоречия психологических установок сберегательное поведение vs инвестиционное поведение, — отметил Тимофей Нестик (Институт психологии РАН). — Ему теперь необходимо сравнивать альтернативы, быть готовым к риску, обращать внимание на ликвидность. При этой смене установок мы становимся подвержены страху – потерять сбережения и пр. На этом может сыграть брокер, предложив нам рисковую схему. Его манипуляция часто основана на том, чтобы сделать наше поведение более автоматическим».
Есть и манипуляции поведением непрофессионального инвестора, «вшитые» в алгоритмы цифровых приложений финансовых площадок. Эти приложения собирают о информацию и затем анализируют её, подталкивая пользователя к принятию тех или иных решений. Не всегда в его пользу.
Марина Гагарина (Финансовый университет) уверена, что «иногда инвестора надо защищать от самого себя», потому что некоторые люди начинают приходить на фондовый рынок из азарта».»Это те люди, которые попадают под категорию патологического игрока, — говорит она. — Иными словами, если бы не фондовый рынок, возникла бы бутылка». Но такие случаи — скорее исключение, чем правило. Основная часть инвесторов всё же — это бывшие вкладчики, которых сама жизнь и политика государства заставили осваивать новое финансовое пространство.
Сможет ли нововведение защитить незадачливого инвестора — это будет зависеть от деталей законопроекта, которые будут приняты в самое ближайшее время.
Забота о людях нужна, это даже цель государства, но при этом важно, чтобы под флагом заботы о непрофессиональных инвесторах обывателей не лишили доступа к лучшим предложениям финансового рынка.