Знаменитая ранняя пьеса А.П. Чехова «Драма на охоте» вот уже 140 лет потрясает думы и сердца людей в России и по всему миру. Увиденная нами сегодня пьеса в Малом театре (спектакль носит название «Мой нежный зверь») — это не просто талантливое изложение известного произведения Чехова, но переосмысление автором постановки вечных истин, особенно важных для многострадальной России.
Каждый раз пьеса звучит по-новому: в конце 1890х, в 1944 году, когда появился первый телеспектакль Дугласа Зирка в США, затем в немецкой, английской, итальянской, шведской и позднесоветской интерпретациях. Но что их объединяло до сих пор? Судьба одинокой беззащитной девушки, ищущей духовного пристанища там, где её всегда ждёт лукавый Мефистофель, готовый купить по дешевке её душу и продать подороже её тело.
Уходя от разговора об общественных отношениях, режиссер Андрей Житинкин исследовал место человеческих отношений в условиях нарастающей бури агрессивного капитализма.
В Малом театре сюжет представлен с особенной глубиной. Здесь редактор (его блистательно играет Валерий Афанасьев) сродни следователю из «Преступления и наказания», возвращает зрителя в русский духовный мир. Виртуозный исполнитель роли Камышова Андрей Чернышов постепенно раскрывает глубины грехопадения следователя, который превращается в Мефистофеля.
Согласно православному мировоззрению, женщина — это храм, где муж — священник. Хранительница очага, высших духовных ценностей, она как оберег морали и этики членов семьи. Горе, если женщина, превратившаяся в себе противоположное, становится орудием в руках красно-чёрного, соучастником его дел. Но дьяволица может продать душу любимого и пойти дальше: она готова за спасение его души продать себя в Вечности лукавому.
Почему так важно иметь режиссеров-философов? Следуя верным курсом морали и этики, вечных человеческих ценностей, своей работой они доказывают справедливость тех истин, на которые, возможно, смогли ответить Сократ, Платон и Аристотель.
Что такое бытие и существование? Что такое существовать? Что делать девушке, у которой тупиковое материальное положение, при этом огромные амбиции, молодость и гормоны «зашкаливают».
В этой ситуации Чехов спокойно, рассудительно, со свойственной только ему иронией отвечает: идите в Малый! В Малом театре есть несколько пьес Чехова, где неизменно оптимистический ответ: верь в себя, верь в свою Звезду.
Что делает Ольга (её играет Варвара Шаталова)? В версии Житинкина Ольга — сложнейший механизм перемалывания противоречивых эмоций, который выносит на гора девиз: «Совершишь проступок, подскользнёшься — упадешь в пропасть. Не делай этого!»
Спектакль потрясает всем, от музыки (в роли Тины — настоящая «цыганка» Аксиния Пустыльникова) до сохранения традиций Ю. Соломина. С нами уже нет величайшего хранителя наших ценностей, но их, как Ноев ковчег, бережно несёт на высоко поднятых руках дирекция Малого театра.
Соломин славился трепетным отношением к русской классике, потому что для него не существовало ничего более ценного, чем русская духовность. Такие режиссеры, как Андрей Житинкин — золотой фонд Соломина, переданный им в наследство следующему поколению руководителей Малого. Посмотрите, как уважительно, с каким вкусом выстроена сценография, как тонка игра актёров, какую роль в драматургии играют декорации! Спектакль демонстрирует весьма редкую для русской сцены вещь: узнаваемый авторский режиссерский стиль, который пронизывает собой все сцены произведения.
Все знают, что Соломин очень любил красную осень — октябрь. Его очень любил и Пушкин. Это пора нашей отечественной грусти и воспоминаний о величии и красоте нашей души.
Весь спектакль пронизан тихой грустью, ностальгией о чём-то таком неизбывном и пронзительном, что люди даже забывают о развитии сюжета, погружаются в атмосферу спектакля и невольно оказываются на сцене. Мы буквально физически ощущаем эмпатию, симбиоз духовного соединения и соития.
Эта постановка отличается от прочих тем, что она не просто демонстрирует новизну и сиюминутное присутствие в нашей действительности, но ставит нас по стойке смирно перед нашими духовными ценностями, которые сформулированы в произведениях Чехова.
Вообще-то говоря, Малый театр — хранитель не просто Ковчега русских духовных ценностей, а метроном того времени, которое нам отсчитывает Господь перед судным днём. Чтобы вступить в Вечность, надо к ней подготовиться. Придите и пересмотрите пьесу «Мой нежный друг» по повести Чехова «Драма на охоте».