Марат Хуснуллин пригрозил семье Дерипаски разбирательством ФАС

Строительные компании объясняют рост цен на жильё увеличением затрат на покупку стройматериалов. Отсюда горячее желание правительства обуздать повышение цен… производителей. Последние, в свою очередь, просят о господдержке, задыхаясь от трудностей, возникших в экономике в последнее время, и ссылаются на рост цен на электричество, логистику и сырьё.

Политика советских ковидных времён — политика административного регулирования отпускных цен, продолжилась в новых условиях, поскольку она оправдала себя Но вице-премьер Марат Хуснуллин придумал ещё один аргумент, намекая на монопольный сговор производителей цемента в России. «У нас основной объем цемента у одной группы, — сказал он. — Значит, с этим надо разбираться».

Речь идёт о «Евроцемент Груп», которую связывают с семьёй олигарха Олега Дерипаски (кузеном Павлом Езубовым). По данным отраслевого объединения «Союзцемент», она занимает 27% рынка цемента, тогда как доли остальных не превышают 10%.

Любопытно заметить, что покупка компании-крупнейшего производителя цемента у Филарета Гальчева и присоединение её к империи Дерипаски через «Михайловский комбинат строительных материалов» произошло лишь в июле 2021 года. И перед совершением сделки её законность проверяла та самая Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС), которой и надлежит «разобраться» со злостными монополистами.

Что касается повышения цен на цемент, то в целом по России оно шло относительно умеренно, всего на 7.5% за минувший год. Другие позиции, прежде всего металлопрокат и технические масла, подорожали больше. Производители цемента, в свою очередь, пеняют на удорожание сырья, которого не коснулось регулирование цен.

ФАС не стала опровергать в ответе для РБК тот факт, что рынок цемента является «высококонцентрированным». Но речь идёт не о федеральном, а о региональном уровне. Так, компания «Евроцемент Груп» является монополистом в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, где она имеет долю рынка, превышающую 35%.

Но лидер рынка — не единственный производитель цемента, к которому возникают претензии властей. Менее года назад производители бетонных смесей Татарстана отмечали, что компания Алишера Усманова «Аккерман цемент» стала отправлять цемент на московский рынок, что привело к взрывному росту цен в регионе (+25%) и дефициту материала, необходимого для строительных работ.

В то же время, было бы неверно объяснять ростом цен на цемент повышение стоимости жилья. По подсчётам Минпромторга, доля стоимости цемента в 1 квадратном метре — всего 4%. Вместе взятый стройматериал, по мнению министерства, не мог бы объяснить рост цен на жильё более, чем на 2%, тогда как она выросла более чем на 30% за 2021 год.

Застройщики устанавливают цены в зависимости прежде всего от платёжеспособного спроса, и не забывают корректировать их на уровень инфляции. В конце концов, после введения эскроу-счетов они и не могут поступать иначе.

Поделиться с друзьями
Subscription