«Мертвые души» Гоголя ожили в Театре на Юго-Западе

Мертвые души Гоголя в театре на Юго-Западе

В новой постановке театра на Юго-Западе появилось в новом свете классическое произведение Гоголя. Произведение классическое не потому, что оно одно из лучших в русской литературе, но потому что оно с необыкновенной точностью, достоверностью, с размахом и масштабом описывает традиционное русское общество.

Спектакль в постановке Михаила Беляковича мне очень понравился, и обязательно скажу чем. Но сначала хотел бы подчеркнуть эпоху, в которой появляется новая версия старой пьесы: эпоха Путина.

Не может театр, как любое общественное явление, не отражать мобильные движения в душах людей и движение общества в целом.

Поскольку общество сегодня ограничено в формах самовыражения (впрочем, как и в эпоху Николая I), театр — это чуть ли не единственная форма, где оно таким изощренным, почти казуистическим образом выражает свои помыслы, чаяния и надежды.

Теперь о самом спектакле. Отмечаю всё!

Постановка отражает мои собственные умонастроения и моё собственное мировосприятие здесь и сейчас. Действительно, в чём состоял умысел Чичикова (его воплотил Антон Багиров), что двигало им и что происходило в душе человека, придумавшего «аферу века»?

Спектакль с минимумом ресурсов выполнил свою сверхзадачу. Донёс главную идею Николая Васильевича Гоголя о том, что мечущаяся русская душа может найти своё упокоение только в счастливых объятиях честных, порядочных и моральных людей, живущих иллюзиями и несбыточными надеждами о несуществующем завтра.

Потрясающая постановка, сценография так придумана, что никакой Джозеф Стреллер (Театро Пикколо ди Милано) ей в подмётки не годится! В полутемном подвале с быстро меняющемся светом (цвет обязательно холодных, но могущественных тонов, фиолетового, буро-красного и багрового) рождается настроение спектакля. Театр скромными средствами показывает душу, ищущую истинное призвание.

Удивительная звуковая режиссура. Где тон повышается, где звук еле слышен, но то звуком, то музыкой, то техническими средствами подчеркивается речевая ткань спектакля.

Потрясающая пластика танца гармонично сочетает текст и образы на сцене; даёт всё же лирическое, гармоническое мелодичное настроение всему спектаклю.

Танцы, поставленные талантливым хореографом Артуром Ощепковым, войдут в копилку современной театральной драматургии как отдельно существующий ресурс, но находящийся в гармонии с общей сценографией жизни.

Теперь об актёрах. Мне даже стыдно говорить об этих людях как о талантливых . Сказать это — ничего не сказать. Актёры от души воплотили сушествующие образы, с которыми мы — русские люди, благодаря Гоголю осмысливаем каждый день в повседневной жизни. Эпоха, страна, меняющаяся власть на влияют на реалии персонажей. Они всегда с нами.

Собакевич с его потрясающими характеристиками (Максим Гигенин), Ноздрёв (Антон Белов), который так и заглядывает тебе в душу с единственной целью увидеть в ней что-нибудь съедобное или нечто, что можно загнать. Плюшкин, созданный Андреем Санниковым — тот самый Плюшкин, которого мы видим каждую минуту в любом учреждении. Вор, пройдоха, скупердяй, мошенник — тот, кто не умеет работать, накапливать деньги и вообще ничего, зато познал единственную мысль: как бы кого объегорить, чтобы очередную копеечку положить в пронафталиненный сундук.

Одна только фраза: «Завели пренеприличный обычай — ездить друг к другу, а в хозяйстве-то — упущение. Да и лошадей их корми сеном». А общаются люди с одной целью — чтобы задарма своих лошадей в гостях накормить!

Очень трепетное отношение к Гоголю нередко приводит к чрезмерной классической форме. Дотошное исследование текста классика зачастую приводит к паузам и длиннотам. Дело в том, что многие размышления Гоголя можно было бы подсократить, уплотнить в угоду музыкальным аранжировкам или иным игровым эффектам. Хотя это на усмотрение режиссера.

Сам спектакль задуман как китч, буффонада. Это очень редкий жанр, почти не встречающийся на московской сцене, в Театре на Юго-Запалде раскрывается с глубоким психологизмом романа, который автор назвал комедией.

Если говорить в сжатом виде, на что любой тёртый калач-зритель обратил бы особое внимание — это на звук, цвет, музыкальное оформление и потрясающую игру актёров. Больше ничего хорошего сказать не могу, иначе редакция меня выгонит за все реверансы, которые я готов сделать в адрес авторов спектакля. Уверен, что скоро образуется полноводная река зртельского интереса, едва спектакль пройдёт премьерный показ.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку