На сцене одного из самых традиционных театров Москвы — МХАТа им. Горького — было показано оригинальное и очень грустное видение героя нашего времени. Образ, в социальном смысле являющийся типичным представителем русской элиты за последние 2 века (офицер, участник боевых действий и орденоносец, олицетворение традиционного мировоззрения на фоне действительности) выглядит не только ненужным обществу, но и подвергнутым им остракизму. Вряд ли Печорин у Лермонтова мог в конце жизни оказаться на самом её дне — а наш «Последний герой», увы, именно там.
«Мне очень радостно, что мы играем премьеру о сегодняшнем дне, и что мы должны разбираться в тех проблемах, которые нас волнуют», — сказал на представлении спектакля журналистам Эдуард Бояков, новый худрук МХАТа им. Горького.
Употреблённое главой театра словосочетание «проблемы, которые нас волнуют» — это сглаженное обозначение затронутой темы. За основу «Последнего героя» режиссер Руслан Маликов взял пьесу Ивана Крепостного (Тимофея Ильевского), где в центре повествования, по словам автора, находится «человек страдающий, мучающийся, не понимающий, почему он оказался в другой стране. И почему его Родина исчезла…».
Наверное, многие россияне, пришедшие в театр, узнают в спектакле невесёлые элементы, составляющие жизнь старшего и среднего поколения в России; трудности, с которыми эти не приспособленные к новой жизни люди и лишенные стартовых финансовых возможностей вынуждены встраиваться в меняющуюся жизнь. Те, на ком стояла страна в советское время, кто обогатил власть, оказались не у дел, не смогли обеспечить ни себя, ни своих детей. Характерной чертой наших дней является пьянство отчаявшихся людей — и мимо этой страшной беды невозможно было пройти тем, кто представляет пьесу о «последнем герое».
Центральные мучения и страдания реализованы на сцене народным артистом России Иваном Криворучко и Лидией Кузнецовой. С необычайной душевностью, трагизмом и временами комично они рисуют до боли знакомую картину жизни на пенсии офицера-ракетчика, который бредит своей честной службой Родине во Вьетнаме, которая (речь идёт о войне!) оказалась самой светлой страницей его жизни. После этого он не смог ни обеспечить, ни защитить свою семью — любимую и верную жену и единственного сына, выброшенного на обочину жизни и утопающего в пьянстве. Так Родина стала для военного пенсионера местом, практически не совместимым с жизнью.
Конечно, это совсем не та Родина, которая посылала его исполнять интернациональный долг в далёкой и совершенно другой по духу стране. Но нашему герою, пожалуй, одинаково чужды как советские и постсоветские пропагандистские лозунги, так и уродливые идеологические креатуры современности. На сцене и те, и другие попеременно предстают в виде не то демонов, не то болезненных видений. Конечно, отгородиться офицеру не удалось ни от тех, ни от других — рядом с иконой стоит портрет советского маршала. Но если советская система использовала его по профессиональному назначению, то новая норовит уничтожить руками распропагандированной агрессивной молодёжной группировки.
Да, нелёгкое зрелище являет собой «Последний герой» во МХАТе им. Горького. Но и тот, чьё имя носит прославленный театр, не искал способа позабавить публику, напротив, старался её разбудить и внушить власть предержащим понимание социальной ответственности. Хочется надеяться на то, что те, кто принимают решения, увидят этот спектакль и сделают выводы. Страшно, когда страна так относится к своим героям; они и впрямь могут стать последними. И кто тогда будет защищать Родину и созидать?