Трудно сказать, что именно в постановке Сергея Пускепалиса «Последний срок» во МХАТе им. Горького сделало её такой потрясающей и трогающей зрителей до самой глубины души. Наверное, здесь совпало многое: личная вовлечённость режиссера в проблематику, сильная пьеса, прекрасно подобранный актёрский состав, близкая сердцу русская музыкальная тема и, конечно, непреходящая драма русского материнства.
Режиссер немного лукавит, говоря, что автор романа Валентин Распутин всё расставил по своим местам ещё в первой постановке, добившись верности спектакля своему замыслу. Слишком многое, что обеспечило нынешний успех «Последнего срока», было сделано самим Пускепалисом. Прежде всего, удивительная гармония и задушевность действа никак не могла быть скопирована из архива, её мог вдохнуть на сцену только режиссер. И он это сделал, и как!!!
Но сначала хочется сказать о русском духе спектакля, царящем всюду: в виде декораций (это ничто иное как русская северная изба), в сопроводительном тексте и музыке, в образах героев, прежде всего старушки Анны, сыгранной молодой и красивой северянкой Еленой Коробейниковой. Вопреки опасениям, он не был передан лубочно, напротив. Заметим, что русский дух и искренняя любовь к простому русскому народу проявилась в постановке режиссера литовско-болгарского происхождения, который за это достоин всякой похвалы и благодарности.
Думается, что именно русский дух «Последнего срока» и обеспечивает глубокое проникновение в проблематику произведения. Через нашу генетическую память и через воспоминание о наших близких мы сопереживаем буквально каждому герою произведения; на время спектакля герои становятся членами наших семей. Но едва мы сроднились, привыкли к их шуткам, поулыбались над их образом жизни, мысленно пожурили их за недостаточное внимание к матери, как наступает горький финал. Как они теперь будут жить, когда самое по-настоящему важное в их жизни ушло?
Тема ухода за стариками — это грустная реалистическая удача Сергея Пускепалиса. Как это печально, что на редкость актуально выглядит нежелание детей ходить за слабеющими родителями; как узнаваема критика в адрес того, кто берёт этот труд на себя. Как всё знакомо: кто-то из родственников прячется за работой, кто-то — за недостаточными квадратными метрами, кто-то выдумывает другие предлоги, чтобы перепоручить это другим — и все эти уклонисты оказываются обделёнными самым главным в жизни — бесценным общением с любимым и любящим родным человеком, каждая минута с которым дороже любой житейской суеты.
Старушка Анна, конечно, не только связующий элемент сюжета и отдельно взятой семьи, но она — собирательный образ женской судьбы в России. Мать, родившая детей, выходившая и воспитавшая их одна, отдаёт им всю себя и беспокоит лишь накануне смерти. Выросшие дети окунаются в жизнь, погружаются в современность, и в ней не оказывается места матери — носительнице традиций. Только один из сыновей — Михаил (его блестяще сыграл Сергей Галкин) — берёт на себя нелёгкое бремя остаться в отчем доме и ухаживать за матерью. Он да его жена Надежда — только они и смогут сохранить тот самый вечный русский дух и стать продолжателями рода.
Этот жизнеутверждающий смысл заложен не только в отдельной постановке, но и проявляется в жизни театра, где от нового руководства ожидается преемственность курса на сохранение традиций. «Последний срок» во МХАТе — это вторая премьера обновлённого театра, и уже сейчас можно выразить уверенность в том, что он останется оплотом традиционной русской сцены и приумножит её славу.