История великой любви двух незаурядных личностей начала XIX века — Горацио Нельсона и Эммы Гамильтон, ставшая основой для пьесы английского драматурга сэра Теренса Реттигена, входит в репертуар лучшего, на наш взгляд, московского театра — МХАТа им. Горького. «Он завещал её нации» (A Bequest to the Nation) — так назвал свою работу Реттиген — получила во МХАТе сценическую версию Александра Дмитриева и новое имя — «Леди Гамильтон».
Пьеса рассказывает о последних страницах жизни легендарного английского вице-адмирала, сделавшего Англию истинной владычицей морей. В результате морской победы англичан, стоившей адмиралу жизни, Наполеон лишился флота и навсегда отказался от высадки французского десанта в Британии, нацелившись на Австрию и Россию.
Личная жизнь адмирала Нельсона была не менее яркой, чем профессиональная, а в чём-то и не менее героической. Его любовь к Леди Гамильтон была неприемлемой для высшего света — во-первых, Нельсон был уже женат на молодой вдове Френсис Нисбет, во-вторых, его избранница Эмма Гамильтон (на момент начала связи) была также замужем и хорошо известна в Европе благодаря своей красоте, артистическому таланту и многочисленным любовным интригам.
Свою фамилию и титул Леди Гамильтон приобрела благодаря удачно завершившейся связи с сэром Уильямом Гамильтоном, послом Англии в Неаполе, после их свадьбы в 1791 году. Однако куда больше ей импонировал титул Дама Эмма Гамильтон, которым её наградил Великий Магистр Мальтийского ордена, император России Павел I в 1800 году, за её заслуги в освобождении Мальты от французов.
Общество зорко следило за тем, как развивались отношения героя морских сражений (после битвы при Ниле — контр-адмирала, затем — адмирала) и дамы его сердца. Сначала оно ужасалось попустительству стареющего мужа Эммы, родившей своему Горацио дочь Горацию в 1801 году, затем содрогалось от жизни четы втроём с Гамильтоном в приобретённом Нельсоном доме в Мертоне, и, наконец, ужаснулось, когда после разъезда (но не развода) с женой и смерти сэра Уильяма пара начала открыто жить супружеской жизнью. Правительство лишило Эмму пенсии, а высший свет не признал новую семью и чурался, не приглашал на приёмы.
В 1805 году, о котором ведётся речь в спектакле, весь этот клубок противоречий приходит к концу. Состарившийся от битв адмирал Нельсон, потерявший руку и большую часть зубов, во время отпуска наслаждается недолгим счастьем со своей Эммой и продумывает план битвы при мысе Трафальгар. Его смелые попытки примирить общество с обожаемой Эммой не удаются. Перед гибелью «Он завещал её нации» — в надежде, что его заслуги заставят общество примириться с Леди Гамильтон, обеспечить её и их дочь. Но тщетно… Этот грустный финал истории уже остаётся за рамками спектакля.
Александр Дмитриев сделал первую часть своей «Леди Гамильтон» повествовательной, где мы знакомимся со светом, основными событиями и характерами. Мы видим светское времяпрепровождение, которое действующие лица ведут кое-как. Герои наслаждаются жизнью, если не сказать прожигают её, совершают необдуманные поступки и предаются всевозможным страстям. Перед нами предстаёт пьяный от любви Горацио, легкомысленная светская львица Эмма, родственники, жаждущие приобщиться к национальному герою и его возможностям, и интригующая бывшая жена.
Но вторая часть спектакля заставляет нас изменить первоначальное впечатление. Дмитриев гениально раскрывает перед нами всю глубину переживаний и чувств, и делает акцент на христианскую проблематику этих взаимоотношений. Сцена трёх молитв, пожалуй, духовная вершина спектакля МХАТа. Мы видим Нельсона — сына священника, мучимого своим отступничеством от христианского брака. Мы наблюдаем превращение озлобленной брошенной жены в благородную христианку. Мы слышим покаяние грешницы-Эммы.
Что касается Эммы, то Лариса Голубина играет её роль бесподобно. Она — сама любовь. Актрисе удаётся передать всю противоречивую натуру своей героини: её страстность и нежность, её живой ум и простоту манер, её верность возлюбленному и мужественное прощание с ним во имя его предназначения. Эмма в этом сценическом воплощении — это образ, великий в своей любви и низкий в быту, её Леди Гамильтон балансирует на грани величайшей из жён и нижайшей из женщин.
Спектакль оставляет самое сильное впечатление и помимо образа главной героини, как блестящей режиссурой, так и чудесной игрой актёров и яркими запоминающимися декорациями, которые всегда к месту и всегда несут смысловую нагрузку.
И, конечно, театр, который выпускает одну за одной прекрасные премьеры в лучших традициях русского классического театра, выглядит многообещающим. Хочется пожелать МХАТу: продолжайте в том же духе!