На днях в Московском Художественном Театре (МХТ) состоялась премьера чеховского «Дяди Вани». Режиссёр Денис Азаров, по его словам, не следовал в новой работе какой-то особой концепции, которая перевернула бы всё с ног на голову. «Само наличие Сергея Епишева как дяди Вани и Авангарда Николаевича Леонтьева как Серебрякова – это уже само по себе решение», – говорит он.
Цель достигнута: постановка выделяется в бесчисленной череде версий прежде всего необычным, запоминающимся актёрским составом, творчески расставившим акценты в знакомом тексте.
Мы помним сюжет – в имение приезжает отставной профессор искусствовед Александр Серебряков с молодой женой Еленой Андреевной, внеся смуту в заведенный распорядок жизни его обитателей – дочери от первого брака Сони, матери и брата первой супруги – Марии Васильевны и Ивана Петровича Войницких, а также живущих с ними разорившегося экс-владельца поместья Ильи Ильича Телегина и старой няни Марины.
Первой на сцене появляется мать – женщина, всю жизнь увлечённая «прогрессивными» идеями и нелепо внедряющая их в своей деревне. Она зачитывается знаменитыми статьями профессора об искусстве, которые, как говорят «злопыхатели», тот пишет уже 25 лет, ровно ничего не понимая в данном вопросе. Вот ведь! Уже больше века ничего не меняется в нашем стане, театральных критиков …
Надо сказать, что многое представленное на сцене отличается от моего восприятия пьесы, но вовсе не противоречит авторскому тексту. «Это сложный автор и сложная пьеса про сложных людей», – говорит Азаров. Поэтому новая режиссёрская мелодика пьесы позволяет увидеть знакомую историю и её героев свежим взглядом.
Превосходный актёр Авангард Леонтьев дарит новую краску своему герою, углядев в нём дельца от науки и искусства. «Пустой человек? – размышляет о Серебрякове Авангард Николаевич. – Да, нет. У него своя правда. Он человек убеждений, своих, но не все их разделяют, а он отстаивает себя до конца». Угаданное кредо в его исполнении звучит пугающе жизненно: «Дело надо делать, господа. Господа, надо дело делать, а не ля-ля тополя!» Может мы действительно просто не замечали хорошее в этом человеке?
Достойный дует Леонтьеву составляет Сергей Епишев. Продолжая линию на практическую жизнь, он поставил под сомнение любовь Ивана Войницкого, который у Чехова не на шутку влюблён в Елену Андреевну. В версии актёра – это неловкий двухметровый увалень, волочащийся за возлюбленной как будто бы из обязанности. Этот большой инфантильный ребёнок даже профессора поносит без особого огня и брюзжит по всякому поводу. Он просыпается лишь однажды, когда заходит речь о продаже имения. Тут в Иване Войницком обнаруживается настоящий вулкан внутренних обид и разочарований, и он ставит на место зарвавшегося бурсака.
И всё же мне кажется, что определяющей краской, которая задаёт спектаклю тон, стал выбор Светланы Колпаковой (Елена Андреевна) и Павла Чинарёва (Астров).
Я как-то привык воспринимать Елену Андреевну как девушку-потухший огонёк, не успевший как следует разгореться из-за огромной разницы в возрасте с мужем. Светлана же показывает нам женщину, пышущую жизнью, с твёрдым характером, умело манипулирующую вниманием окружающих мужчин. Она игрива, однако, если желанные границы переходят, в глазах женщины вспыхивает отрезвляющий ледяной огонь.
Друг семьи доктор Астров в исполнении Павла Чинарёва – самая неординарная интерпретация alter ego Чехова в этой пьесе. В постановке МХТ он представляется нам каким-то мелким спившимся человеком, который такой скороговоркой произносит знаковые диалоги, что нивелирует их смысл. Актёр видит своего персонажа как «неуспокоенного человека, обладающего колоссальной рефлексией по поводу себя и мира, который пытается не оголять свою душу, а замаскировать свои тяжёлые внутренние боли с помощью целого коллажа закрышек и драпировок».
На роль скучно экстравагантной Марии Васильевны была выбрана молодая и красивая Дарья Юрская, что выглядит как отсылка к современным бабушкам – клиенткам пластической хирургии. Вся дворня у неё занята в домашнем балете, и общается барыня с ней исключительно по-французски. Уж не ироничная ли это стрела в первые ряды партера – в причудливые представления о высоком и прекрасном у новой российской аристократии.
Вот такая необычная кампания знакомых персонажей собралась в этот день на сцене МХТ, созерцание которых доставляет немалое удовольствие и оставляет богатое послевкусие.