Российское правительство направило 780 миллиардов рублей на модернизацию транспортной инфраструктуры двух российских магистралей: Бама и Транссиба, работающих сегодня на износ. Эти деньги, выделенные до 2024 года, пойдут на увеличение пропускной способности существующих и прокладку новых дорог, которыми сегодня пользуются в основном представители угледобывающей промышленности и другие «сырьевики».
Для понимания масштаба задуманной реконструкции можно сказать следующее: царское правительство потратило на всю постройку Транссиба около $25 миллиардов в современных деньгах, а нынешняя сумма улучшений и расширений Бама и Транссиба — половина от этого.
План поистине грандиозный. Уже в 2021 году БАМ получит пропускную способность в 120 миллионов тонн в год, а к 2024 году она вырастет до 184 миллионов. Это позволит российским угледобывающим компаниям нарастить свою долю экспорта в страны Азии (прежде всего, в Китай и на перспективный рынок Индии), а собственно транспортникам перевозить китайские товары в Европу.
В сущности, это продолжение стратегии, осуществляемой в последние годы. Речь идёт не о чём-то новом, а об увеличении и интенсификации прежних инвестиций в транспортную инфраструктуру, её экспортные и транзитные возможности с акцентом на Восток. По окончании госпрограммы грузы из Китая будут доходить до Европы за неделю, а Восточный полигон РЖД и дальневосточные порты будут готовы к отправке крупных грузов на новые рынки российских угольщиков. Конечно, с субсидиями от государства.
Вот только инвестиции делаются в падающий рынок в надежде на то, что однажды он начнёт расти и доля России на нём будет увеличиваться (сейчас она около 8%). В свете того, что потребление угля в России падает, Европа перешла на «зелёную энергетику» и вводит углеродные налоги, а США снижает потребления, на этих направлениях что-либо получить вряд ли удастся. Китай тоже снижает потребление. Остаётся Индия — рынок, растущий на 2.5% в год, но экспорт в этом направлении, увы, не так рентабелен и доля его в географии поставок не превышает 4% (уголь из Кузбасса поставляется на электростанции страны, включая Mundra Power Plant). К тому же правительство страны всё больше задумывается об использовании возобновляемых источников энергии.
Мишустин призвал угольщиков обеспечивать долгосрочные контракты на экспорт своей продукции, и одновременно заключать договора с РЖД, «чтобы появилось представление абсолютно ясное и четкое о том, какой поток грузов будет гарантирован на этом маршруте и сколько можно перевести дополнительно». Оказывается, решение было принято только на базе прогнозов и не подкреплялось долгосрочными контрактами.
А ведь заключить их будет не так-то просто в свете конкуренции с другими крупнейшими поставщиками угля на международный рынок — Австралией и Индонезией, потому что основные экспортные рынки страны — Германия, Южная Корея, Япония и Китай, сжимаются на 5-20% и продолжат этот путь до 2040 года. При этом российским угольщикам предстоит нарастить свой экспортный портфель до 259 млн тонн к 2035 году и думать над тем, как снизить цены в условиях, когда угледобывающие центры находятся объективно дальше от моря, чем у конкурентов, а доставка обходится дороже.
Остаются надежды на уход с рынка части австралийских компаний, напуганных низкими ценами на уголь на международном рынке, слабость национальной валюты — рубля, и неизменно высокое качество российской продукции.
Аналитики PwC в своём прошлогоднем отчёте, однако, предупреждают, что угольную промышленность ждёт кризис, и не разделяют радужных надежд. Зато их разделяют В. Путин, А. Новак и А. Чубайс.
А. Чубайс уверен, что в 2020е годы произойдёт «пик потребления энергии» (он говорил это на форуме «Будущее возобновляемой энергетики в России). Министр энергетики говорит о том, что прирост спроса в Азии до 2030 года составит «не менее 100 млн тонн» и Россия сможет получить на этом рынке 20% долю, удвоив прежнюю.
Посмотрим, кто окажется прав.