Лет двадцать тому назад мой друг Миша решил получить очередное высшее образование (к тому моменту он уже был педагогом) и стать юристом. Собственно, из первоначальной специальности и родилась потребность во второй. То ли на практике, то ли в процессе преподавания он столкнулся с чудовищной несправедливостью — злоупотреблениях при раздаче квартир сиротам.
Я — девочка из благополучной московской семьи, тогда не могла знать о том, что происходит у детей, лишённых родителей. И чтобы познакомить меня с реалиями, Миша пригласил меня провести вечер в компании своих подопечных, которые только-только вышли из детдома во взрослую жизнь. Мы (сами люди небогатые) закупили полные сумки и поехали к ним в гости.
Я точно не помню, сколько было ребят и девчонок — то ли пять, то ли семь… Всё происходящее повергло меня в такое шоковое состояние, что деталей запомнить невозможно, как и тех ужасов и кошмаров, которые они рассказывали нам за импровизированным ужином. Я помню только однокомнатную квартирку, в которой был голый стол и стулья (ни посуды, ни мебели, ничего). Оказалось, государство выпустило их во взрослую жизнь вот так: всех пятерых (или семерых) прописали в комнатушке, и живи как хочешь, спи вповалку на полу. Но они — счастливчики, других и вовсе выкидывали на улицу.
Будущий адвокат, конечно, решил защищать сирот от произвола (совершенно бесплатно, ради Бога), и ему это впоследствии в какой-то степени удалось. Дело ведь было не в том, что закон предписывал давать детдомовцам, лишенным жилья, такое «выходное пособие», а в том, что они были совершенно юридически безграмотны и дали себя обмануть сотрудникам детского дома, подписав им все предложенные бумаги. Они их даже не читая, поверили старшим на слово.
Эта история стара как мир; она была в 1990-е, она случается и сейчас, потому что беззащитный человек — самый удобный объект для преступников. Вдовы и сироты (сюда ещё нужно добавить инвалидов и стариков), хотя преступления против них в христианстве считаются преступлениями против их прямого покровителя-Бога, первыми попадают в поле зрения мошенников. Если есть хоть малейшая возможность (например, дырка в законе) — будьте уверены, найдутся и скоты в человеческом обличьи.
Это я рассказываю к тому, что сегодня Татьяна Голикова сообщила «России-24» о том, что функции органов опеки по обеспечению сирот жильём передаются профильному министерству — Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Слишком уж много жалоб стало поступать на органы опеки, и в пять раз больше предыдущего только за последний год. Надо же как-то компенсировать чиновникам трудное время пандемии коронавируса, а с кого ещё взять неустойку — не с Билла Гейтса, конечно, и не с руководства КНР, которых Дональд Трамп обвинил в распространении заразы.
Анна Кузнецова, официальный заступник за сирот перед президентом, пояснила инициативу по реформированию системы опеки в России тем, что в Минстрое жильё будут давать лучше и более своевременно.
Что же, если за передачей полномочий появится ещё и дополнительный контроль, то так оно и будет. Но люди-то везде одинаковы, от начала времён. Да и множество детей попадает в приёмные семьи, где опекуны получают право распоряжаться их имуществом, а опекуны тоже разные. Детям защита от государства не положена и защитить в суде они себя не могут, за редким исключением.
Но дело даже не в этом (это вопрос реформы контрольно-надзорной деятельности страны), а в том, что наконец-то у Минстроя появится специальное подразделение по раздаче социального жилья. Пусть пока сиротам, но затем созданную инфраструктуру можно будет использовать и для других очередников, при раздаче жилья молодым и многодетным семьям, и жителям коммуналок, и силовикам, и т.д.
Речь об этом ведётся в кулуарах давно, и правительству приходится вновь и вновь думать о давно назревшей мере, почти забытой со времён Советского Союза. Социальное жильё в расширенном толковании было бы весьма кстати и населению, и строительному рынку, на котором назрел глубокий кризис на фоне падающих доходов населения.
Мы уверены в том, что возврат распределения жилья государством необходим, и предлагаем всем, кто согласен с нами, писать в редакцию культурно-политического журнала «Э-Вести» (editorial@e-vesti.ru). Давайте вместе соберём более 100 тысяч подписей и отправим на рассмотрение главы государства, чтобы скорее сделать это реальностью!