О саморегулируемых организациях (СРО) в строительстве известно с 2009 года, когда с их помощью государство задумало навести порядок в сфере недвижимости на местах. За десятилетие своего существования они заняли предлагаемую им нишу во всех городах России, и даже породили специальные организации, помогающие строительным компаниям вступить в свои ряды. В частности, компания СтройЮрист предлагает вступить в СРО в Москве.
«Закон о саморегулируемых организациях (СРО) в строительстве был принят довольно давно. Этот вид деятельности пришёл на смену лицензирования, — рассказал «Э-Вести» Дмитрий Таганов, руководитель аналитического центра компании «Инком-Недвижимость». — Там есть специализированный компенсационный фонд, они также осуществляют контроль застройщиков параллельно с эскроу-счетами — другим уровнем контроля за строителями и обеспечения интересов дольщиков. Все российские застройщики по закону должны быть членами СРО».
Казалось бы, как часто бывает в нашей стране, создана бюрократическая прокладка, выполняющая контрольные и надзорные функции, но в последнее время всё чаще такие организации начали появляться в информационном пространстве с лоббистскими предложениями. То Уральское объединение строителей (СРО «УОС») добивается отмены банковского обеспечения по контрактам менее 60 тыс. рублей, то Всероссийский съезд саморегулируемых организаций выпускает резолюцию для Минстроя, где предлагает разрешить дольщикам обращаться в суды только после досудебного соглашения с застройщиком и в случае невыполнения им обязательств по устранению недостатков.
Уж не начинают ли СРО возлагать на себя функции независимых объединений отрасли, которые отстаивают права застройщиков, и единым миром выступают за те или иные решения?
Дмитрий Таганов скептически настроен относительно возможности СРО стать серьёзной лоббистской структурой, но всё же даёт им такой шанс: «Раньше СРО не были очень активны в плане отстаивания интересов застройщиков, потому что саморегулирование было скорее формальностью, которую нужно соблюсти. Такие организации создавались не только в строительстве, но и в оценочной деятельности, и нескольких других видах деятельности. Вступая в СРО, Вы платите вступительный взнос, делаете какие-то ежегодные членские взносы, плюс пополняете «цеховой» фонд, который покрывает расходы. Организации также распространяют среди своих членов нормативы. Обычно — не более того. Но СРО бывают крупными или мелкими; возможно, организации покрупнее и начинают заботиться о цеховых интересах. Тем более, что они понимают, что рынок недвижимости сегодня находится в сложном положении. Всплеск дешёвой ипотеки опасен, потому что людям придётся расплачиваться за ней. Они берут на себя обязательства на волне ажиотажа, не понимая, будет ли у них работа и возможность платить».
Ещё меньше шансов переродиться в лоббистов даёт СРО Ирина Радченко, председатель Международной Академии ипотеки и недвижимости.«Все люди одной профессии должны блюсти «честь мундира», — говорит она. — Если в дореволюционной России купец первой гильдии не выполнял своих обязательств, то его исключали из купцов. Если застройщик обманул дольщика, то у последнего возникает недоверие ко всем строителям — налицо аналогичная ситуация. Но здесь нужно другое самосознание — у наших застройщиков «доллары в глазах», они ничего кроме этого не видят.
За эти 25 лет застройщики не показали себя компетентными предпринимателями. Каждый занимается своим бизнесом и мало печётся о других. Лично я не верю в то, что они создадут какой-то приличный орган, который будет действенным с точки зрения защиты дольщиков.
Обращаться в профессиональное объединение потребитель не будет — что мне, как дольщику, СРО? Ворон ворону глаз не выклюет, и СРО не обладает правами чтобы, например, вернуть мне деньги. Самое большее, что может сделать такое объединение — так это пожурить застройщика. А что мне от этого? У них очень ограниченные полномочия.
Я сталкивалась с попыткой лоббирования со стороны СРО в 1995 году, 25 лет назад. Я лично была инициатором создания Комитета по защите прав потребителей риелторских услуг. До сих пор в Москве есть Ассоциация риелторов (и не только здесь). Мне тогда удалось подписать соглашение о том, чтобы регулировать все процедуры внутри нашего сообщества, и был даже создан третейский суд. Но речь шла о договорах между юридическими лицами или (для физических лиц) Комитетом по защите прав потребителей. Поначалу эта деятельность велась очень активно, во многом благодаря тому, что ощущался недостаток в компетентных судьях, но и сейчас эти структуры тоже есть.
Ещё в 1999 году я выступала с инициативой о том, чтобы был закон, защищающий права дольщиков. Но мне сказали, что строительные компании против такого закона. Конечно, они были против этого закона, против наведения порядка в отрасли, но так не могло продолжаться. Нельзя наживаться на гражданах, потому что это породит недоверие к отрасли в целом. Дождались, пока президент в 2004 году не решил защитить дольщиков 214 ФЗ?! Но что мешало самим застройщикам определить правила игры? Люди, работающие на одном рынке, знают, кто халтурит, а кто обманывает дольщиков. Да, «санитары леса» должны быть внутри отрасли. Но если они не могут саморегулироваться, то это должно делать государство».
***
Трудно что-либо сказать по этому поводу лучше, чем наши эксперты. В период, когда российская недвижимость переживает сложные времена, перестраивается и стоит перед опасностью ипотечного кризиса, было бы естественным для объединений на местах возложить на себя функции истинных защитников отрасли. Но ведь по какой-то причине это не делалось ранее, смогут ли эти организации сделать это сейчас?
Так уж в России повелось, что любая структура вызывает к жизни желание людей нажиться на своём бюрократическом месте здесь и сейчас, не заглядывая далеко в будущее. Так, недавно в Петербурге поймали гендиректора одного из СРО за то, что он вывел из фонда 5.6 млрд рублей. А ведь это деньги компенсационного фонда, которые по распоряжению Минстроя могут пойти на льготные кредиты членам СРО в эти нелёгкие времена!
Хочется верить в то, что СРО начнут не только лоббировать интересы своей отрасли, но и займутся формированием её репутации, а также сделают всё, что в их силах, чтобы помочь строительным компаниям пройти через трудности пандемии. Сейчас хорошее время научиться по-настоящему саморегулироваться.