Режиссер Ирина Пахомова представила в Театре Терезы Дуровой пьесу «Мольер. Наследники», предложив труппе и зрителю переосмыслить комедию XVII века с фокусом на взаимоотношения отцов и детей. Зрителю напомнили три знаменитых мольеровских сюжета: «Шалый, или Всё невпопад», «Любовь-целительница» и «Летающий доктор». Он смог ощутить, как изменились времена (а в чём-то остались прежними).
Сам Мольер почерпнул комедию-дель-арте с площадей Италии, где впервые стал разрабатываться сюжет о помехах, чинимых взрослыми для счастья молодых. Если бы у молодёжи не было ловких до плутовства слуг, то браки по любви были бы невозможны!
По счастью, такие слуги были. Более того, благодаря им мы знаем Мольера, труппа которого с пьесой «Шалый, или Всё невпопад» покорила Лион, а вскоре и двор Людовика XVI.
Если итальянцы смело импровизировали над текстами — француз создал национальный канон, и возражал против любой импровизации. Но и он, пожалуй, оценил бы бережный подход Ирины Пахомовой к эпохе, тексту и жанру пьес. А главное — порадовался бы, насколько ярко, красиво и смешно они могут выглядеть в XXI веке!
Современная стилистика, с которой начинается спектакль, сменяется барочными формами мольеровской эпохи. Ирина Пахомова представляет залу героев, и они будто входят в другое пространство — к нам, в нашу жизнь.
Эффект «театра в театре» как нельзя лучше служит целям сближения сцены со зрителем и соединения эпох. Тем более, когда роли плутов играл Сергей Батов — мастер перевоплощения! Ему довелось показать мастерство того, что французы выделяли в жанр «комедий летающего доктора» — быстро перемещаться с крыши дома на первый этаж и обратно, создавая иллюзию двух человек.
Но и другие были убедительны в своих амплуа, создавая атмосферу задорного фарса.