Мошенники полюбили звонить с телефонов банков

Мошенники полюбили звонить с телефонов банков

Центральный Банк отмечает существенный рост мошеннических звонков с номеров кредитных организаций. Звонили при этом не сами банкиры, а преступники, совершая подмену своего номера банковским. Только за два месяца, июль-август выявлено 2.5 тысячи скрытых номеров, а заблокировано лишь 218. Что делать нам?

Согласно информации, озвученной Центробанком 20 сентября на Консультационном совете по развитию национальной платежной системы, только в июле-августе операторам связи были направлены уведомления о двух с половиной тысячах телефонов, с которых были совершены мошеннические звонки с подменой номеров, пишет Коммерсантъ.

«Важно понимать, что эта статистика не показывает, сколько именно жалоб от клиентов-физлиц поступило, речь идет лишь о количестве телефонных номеров», – пояснил газете первый замглавы департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев.

Результат обращений ЦБ весьма скромный – операторы заблокировали лишь 218 номеров, а для 59 ввели ограничения на проведение финансовых операций.

Как говорят участники телекоммуникационного рынка, в частности Билайн, многие из обращений были технически некорректными, то есть содержали реально действующие банковские номера, а не телефоны мошенников. Если бы их заблокировали, то банки оказались бы совсем без связи. Поэтому, говорят специалисты, прежде чем заблокировать, требуется выяснить реальный номер, с которого звонили, определить, активный ли он у оператора.

Кроме того, есть определенные технические пробелы в идентификации номера звонящего, которые потребуется решить. Например, в случае перехода номера от одного оператора к другому, звонка через IP-телефонию и т.д. То есть при входящем вызове надо определить владельца пула номеров и подтвердить, что звонок действительно осуществляется.

ЦБ со своей стороны утверждает, что заявки на 2 тысячи с лишним номеров были отклонены операторами с формулировкой «отсутствие правовых оснований». Поэтому помимо технических мер, есть необходимость правового решения этой проблемы.

Надо заметить, что схема мошенничества по телефону не нова. Вспомним классический звонок «Ваш сын попал в аварию» или «Ваш муж врезался в Мерседес» и надо срочно перевести деньги или передать их человеку, чтобы решить проблему. Сценариев может быть множество, главная цель мошенников ввести вас в стресс и заставить действовать быстро и необдуманно.

Для правдоподобия своей легенды, они предварительно могут даже узнать ваш баланс и последние транзакции, воспользовавшись уязвимостью банковского мобильного приложения или автоинформатора, обратившись за справкой с «вашего» телефона.

По словам ЦБ, они уже озаботились исследованием таких возможностей «клиентского сервиса» и выпустят для банков специальные рекомендации по безопасности.

Центробанк призывает делится информацией о попытках мошенничества не только с банком, но и с правоохранительными органами, что в общем-то правильно, но кто только захочет тратить на это свое драгоценное время.

С другой стороны, призывы ЦБ свидетельствуют о том, что озвученные данные – это лишь вершина айсберга – банки неохотно делятся такой информацией с регулятором. А это значит – все мы находимся в зоне риска.

Что делать?

Для нас пока самый лучший способ не доверять входящим звонкам, а выяснить кто, откуда и по какому вопросу звонит, не делясь с собеседником дополнительной информацией о себе, после чего самому перезванивать в банк и уточнять ситуацию напрямую. Банковские сотрудники такое поведение только одобрят.

Поделиться с друзьями
Subscription