Недавно отремонтированный Дом-музей Рембрандта в Амстердаме делает одну из самых экстремальных попыток привлечь молодую аудиторию после локдауна – проект «Рембрандт бедняков», который продлится неделю в июне 2023 года.
Знаменитые мастера тату из студии Schiffmacher & Veldhoen станут «приглашёнными художниками», предлагая оригинальные татуировки, вдохновленные гравюрами голландского мастера XVII века, автопортретами и подписями. Стоимость «открытки на память» – от 100 до 250 евро.
Художники иногда страдают за свое искусство, вот и зрители теперь тоже могут почувствовать боль, благодаря появившейся тату-студии при музее, где Рембрандт ван Рейн жил, рисовал и преподавал.
«Речь идет о том, чтобы перенести мир узколобых в мир высоколобых, – говорит татуировщик Хенк Шиффмахер, также известный как Хэнки Панки. – Амстердамская татуировка стала своего рода фетишем. Сначала иностранцы хотели «три креста» (с городского герба, прим. ред.), а затем начали просить «маленького Рембрандта» или дом Рембрандта, один из самых известных домов в Амстердаме».
Студия Хэнки обратилась к музеям с идеей сотрудничества и встретила восторженный прием. «Название проекта – «Рембрандт бедняков» – заимствованно у очень старого английского татуировщика, – добавляет он. – Вы создаете небольшую картину для людей, которые иначе вообще не коллекционировали бы предметы искусства. К тому же техника Рембрандта состояла в царапании иглой по меди, вот теперь кожа людей – это пластина для гравировки».
Директор Дома-музея Рембрандта Милоу Халбесма сказала, что проект созвучен желанию музея как можно шире представить разнообразие современных художников.
«Мы всегда ищем проекты, которые были бы связаны не только с Амстердамом, но и с мастерством, – сказала она. – Мы видим себя как дом художников. Рембрандт не только жил там и работал, но и обучал своих учеников. Мы хотим работать в нашей новой студии с голландскими художниками, чтобы общаться с публикой, и мы представляем мастеров Schiffmacher & Veldhoen. Речь идет о задаче, стоящей перед каждым музеем: достучаться до следующего поколения».
Запись на 19 – 25 июня идет очень бодро. «Это уже огромный успех. Следующая в списке – студия Френсиса Бэкона!» – говорит Хэнки.
Голландские музеи экспериментируют с неожиданными партнёрами, чтобы расширить аудиторию и соблазнить людей вернуться в музеи, которые, по словам главы Ассоциации музейного дела Веры Карассо, особенно пострадали, поскольку в пандемию «были закрыты на самый длительный период в Европе».
В 2020 году Музей Ван Гога сотрудничал с модным местным брендом уличной одежды The Daily Paper, а в прошлом месяце Государственный музей представил коллекцию одежды Vermeer и досок для серфинга совместно с ассоциацией New Amsterdam Surf.
«Когда ценности бренда, с которым вы работаете, совместимы с ценностями вашего музея, то это не проблема», – сказала Карассо.
Ещё одной интересной задумкой музея – стала попытка обыграть название одного из самых известных произведений голландского искусства – «Ночной дозор» Рембрандта – 2 и 3 июня музей будет работать до двух часов ночи и вечерние сеансы с 9:30 станут своего рода ночным дозором посетителей.