Музей Гугенхайма в Бильбао решил объединить в рамках одной экспозиции три крупные фигуры искусства XX-XXI веков: каталонца Жоана Миро, британку Линетт Ядом-Боакье и австрийца Оскара Кокошку. Всех трёх художников объединяет одно: они тесно соприкасались с доминирующими направлениями живописи, но не удовлетворялись ими, но искали новые формы и объекты самовыражения, снискав репутацию бунтарей и обеспечив свои произведения повышенным интересом коллекционеров.
Жоан Миро (1893-1983) развивал в своём творчестве идеи дадаизма и сюрреализма; однако его в равной степени вдохновляли первобытное искусство, мистицизм, видения, сны и политическая активность, которая состояла в симпатиях к самоопределению Каталонии и противостоянию режиму Франко. Всё это вместе сформировало собственную «абсолютную реальность» Миро, его самобытный стиль в искусстве.
Художник характерен и узнаваем во всех направлениях. будь то примитивизм, абстракционизм или дадаизм.
Не менее характерна и чернокожая Линетт Ядом-Боакье, вдохновением которой является повседневная жизнь выходцев из Африки. Художница родилась в Лондоне. куда из Ганы эмигрировала её семья, но не забыла своих корней.
Ее картины преимущественно фигуративные, с приглушенными цветами, среди которых доминирует цвет кожи её моделей — чёрный цвет. На них изображены люди читающие и отдыхающие в традиционных позах. Она привносит в изображение своих персонажей созерцательную мимику и расслабленные жесты, делая их позу и настроение понятными многим зрителям. Линетт Ядом-Боакье старается, чтобы герои её произведений были вневременные, она избегает изображения характерных признаков эпохи, а также зачастую не тратит времени на то, чтобы обуть героев своих картин.
Но самая обширная и исчерпывающая экспозиция Гугенхайма в Бильбао — это выставка работ Оскара Кокошки — бунтаря, который с любовью живописал самого себя и высмеивал буржуазное венское общество, за что и получил наименование «бунтаря». С точки зрения организаторов он, как никто другой, выразил сущность творческих исканий XX века.
Кокошка неустанно продвигал себя как выдающегося художника-портретиста XX века. Вдохновленный вагнеровской идеей Gesamtkunstwerk – целостного произведения искусства, он стремился к полному контролю над своим собственным образом. Вот он — доведённый до предела индивидуализм XX века.
Хотя Кокошка часто изображал свою культурную среду – общественных деятелей, писателей и музыкантов, и эта среда охотно принимала его в Лондоне и Париже, он отказывался отождествлять себя с другими творческими движениями и идейными направлениями, предпочитая держаться особняком. Что касается абстракционизма, Кокошка открыто выступал против него.
Художник считал себя продолжателем традиций, основателями которых были Рембрандт, Тициан и Рафаэль. В современном для себя обществе Оскар Кокошка чувствовал себя как в тюрьме, и чтобы показать это окружающим не придумал ничего лучше как побриться на лысо.
Пожалуй, самым ёмким в плане выражения его позиции был автопортрет 1917 года, выставленный на прижизненной выставке в Вене, где он указывает зрителю на рану у себя в боку и показывает себя человеком, обреченным страдать, подобно Христу.