Музей Гугенхайма в Бильбао показывает трёх бунтарей XX века

Музей Гуггенхейма в Бильбао

Музей Гугенхайма в Бильбао решил объединить в рамках одной экспозиции три крупные фигуры искусства XX-XXI веков: каталонца Жоана Миро, британку Линетт Ядом-Боакье и австрийца Оскара Кокошку. Всех трёх художников объединяет одно: они тесно соприкасались с доминирующими направлениями живописи, но не удовлетворялись ими, но искали новые формы и объекты самовыражения, снискав репутацию бунтарей и обеспечив свои произведения повышенным интересом коллекционеров.

Жоан Миро (1893-1983) развивал в своём творчестве идеи дадаизма и сюрреализма; однако его в равной степени вдохновляли первобытное искусство, мистицизм, видения, сны и политическая активность, которая состояла в симпатиях к самоопределению Каталонии и противостоянию режиму Франко. Всё это вместе сформировало собственную «абсолютную реальность» Миро, его самобытный стиль в искусстве.

Художник характерен и узнаваем во всех направлениях. будь то примитивизм, абстракционизм или дадаизм.

Посетители в Музее Гуггенхейма в Бильбао
Посетители в Музее Гуггенхейма в Бильбао

Не менее характерна и чернокожая Линетт Ядом-Боакье, вдохновением которой является повседневная жизнь выходцев из Африки. Художница родилась в Лондоне. куда из Ганы эмигрировала её семья, но не забыла своих корней.

Ее картины преимущественно фигуративные, с приглушенными цветами, среди которых доминирует цвет кожи её моделей — чёрный цвет. На них изображены люди читающие и отдыхающие в традиционных позах. Она привносит в изображение своих персонажей созерцательную мимику и расслабленные жесты, делая их позу и настроение понятными многим зрителям. Линетт Ядом-Боакье старается, чтобы герои её произведений были вневременные, она избегает изображения характерных признаков эпохи, а также зачастую не тратит времени на то, чтобы обуть героев своих картин.

Но самая обширная и исчерпывающая экспозиция Гугенхайма в Бильбао — это выставка работ Оскара Кокошки — бунтаря, который с любовью живописал самого себя и высмеивал буржуазное венское общество, за что и получил наименование «бунтаря». С точки зрения организаторов он, как никто другой, выразил сущность творческих исканий XX века.

Кокошка неустанно продвигал себя как выдающегося художника-портретиста XX века. Вдохновленный вагнеровской идеей Gesamtkunstwerk – целостного произведения искусства, он стремился к полному контролю над своим собственным образом. Вот он — доведённый до предела индивидуализм XX века.

Хотя Кокошка часто изображал свою культурную среду – общественных деятелей, писателей и музыкантов, и эта среда охотно принимала его в Лондоне и Париже, он отказывался отождествлять себя с другими творческими движениями и идейными направлениями, предпочитая держаться особняком. Что касается абстракционизма, Кокошка открыто выступал против него.

Художник считал себя продолжателем традиций, основателями которых были Рембрандт, Тициан и Рафаэль. В современном для себя обществе Оскар Кокошка чувствовал себя как в тюрьме, и чтобы показать это окружающим не придумал ничего лучше как побриться на лысо.

Пожалуй, самым ёмким в плане выражения его позиции был автопортрет 1917 года, выставленный на прижизненной выставке в Вене, где он указывает зрителю на рану у себя в боку и показывает себя человеком, обреченным страдать, подобно Христу.

Жоан Миро, Женщину сбил грузовик
Жоан Миро, Женщину сбил грузовик

 

Жоан Миро, Автопортрет, 1919
Жоан Миро, Автопортрет, 1919

 

Жоан Миро, Испанская Танцовщица, 1919
Жоан Миро, Испанская Танцовщица, 1919

 

Жоан Миро, Пейзаж Заяц
Жоан Миро, Пейзаж Заяц

 

Жоан Миро, Пейзаж с петухом
Жоан Миро, Пейзаж с петухом

 

Зал работ Линетта Ядом-Боакье
Зал работ Линетта Ядом-Боакье

 

Линетт Ядом-Боакье, The two Auks of January
Линетт Ядом-Боакье, The two Auks of January

 

Линетт Ядом-Боакье, Glory in the Ounces
Линетт Ядом-Боакье, Glory in the Ounces

 

Оскар Кокошка
Оскар Кокошка

 

Оскар Кокошка
Оскар Кокошка

 

Оскар Кокошка
Оскар Кокошка

 

Оскар Кокошка, Портрет Масарика
Оскар Кокошка, Портрет Масарика

 

Оскар Кокошка, Играющие дети
Оскар Кокошка, Играющие дети

 

Оскар Кокошка, Огюст Форель
Оскар Кокошка, Огюст Форель

 

Оскар Кокошка, Портрет молодой девушки
Оскар Кокошка, Портрет молодой девушки

 

Оскар Кокошка, Узник (портрет неизвестного мужчины), 1914
Оскар Кокошка, Узник (портрет неизвестного мужчины), 1914

 

Оскар Кокошка, Автопортрет с куклой
Оскар Кокошка, Автопортрет с куклой

 

Оскар Кокошка, Ханс Мардерштайг и Карл Георг Хайс
Оскар Кокошка, Ханс Мардерштайг и Карл Георг Хайс

 

Оскар Кокошка, Автопортрет художника-дегенерата, 1937
Оскар Кокошка, Автопортрет художника-дегенерата, 1937
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку