Истинные наследники лорда Байрона, призывавшего вернуть украденный мрамор Парфенона грекам, учёные присоединяются к египетским коллегам в требовании вернуть камень Розетты (II век до Р.Х.) в Египет. Украденная военными стелла, ставшая символом науки о Египте — египтологии, сегодня не доступна для обозрения египтян, лишь богатейшие из которых могут слетать в Лондон для осмотра памятника.
Справедливости ради нужно сказать, что в данном случае ограбили колонию не англичане, а французы. Во время военной оккупации Египта Наполеоном Бонапартом в 1799 году лейтенант французских войск Пьер Бушар обнаружил тот самый знаковый монумент при сооружении форта в дельте Нила, близ города Рашид (Розетта). Он передал его французским ученым и крупнейший из них — Франсуа Шампольон, в 1822 году сумел расшифровать надписи камня Розетты на трёх языках и тем самым заложил основы египтологии. Оказалось, что это три варианта указа (египетские иероглифы, демотика и древнегреческий), касающегося урегулирования между правившими тогда Птолемеями и сектой египетских жрецов.
Когда британские войска разгромили французов в Египте, знаменитый камень и более десятка других предметов старины были переданы французами британцам по условиям соглашения о капитуляции 1801 года между командующими армий.
Бывший министр Египта по делам древностей Захи Хавасс, автор многих археологических открытий последнего времени, опубликовал петицию о возвращении камня Розетты домой. Она собрала более 100 тысяч подписей, которые позволили апеллировать к совести англичан, но не получили статус официального запроса Египта к Великобритании о реституции ценностей. Ключевой аргумент профессора о том, что Египет не имел права голоса в соглашении 1801 года, оспаривается юристами, поскольку от лица государства подпись поставил османский адмирал, возглавлявший союзную армию и имевший полномочия от номинального правителя Египта — султана.
Тогда появилась ещё одна петиция, практически повторяющая первую, автор которой — Моника Ханна, декан Арабской академии науки, технологий и морского транспорта.. Вторая петиция собрала 4200 подписей и ставит задачу мобилизовать на борьбу международное академическое сообщество. «То, что камень находится в Британском музее, является символом культурного насилия Запада в отношении Египта”, — сказала она.
Хотя для музеев и коллекционеров Запада становится модным возвращать артефакты в страну происхождения, зачастую это результат судебного решения, которое очень непросто получить. Если нет явных доказательств того, что артефакт был приобретен незаконно, репатриация в значительной степени остается на усмотрение музея.
Британский музей не поддаётся на агитацию, настаивая на законности приобретения и добавляя, что помимо оригинала существует 28 копий выгравированного на камне указа (кстати, одна из них сейчас в Эрмитаже, где выставкой празднуют 200-летний юбилей египтологии), и 21 из них остается в Египте (в смысле, египтянам есть что посмотреть). .
Розеттский камень — один из наиболее ценных египетских памятников в коллекции Британского музея, содержащей свыше 100’000 египетских и суданских реликвий. Большую часть из них англичане правдами и неправдами вывезли из страны в эпоху британского колониального правления в регионе (с 1883 по 1953 год).