14 октября 2016 года в Театре Вахтангова состоится премьера спектакля “Наш класс. История в 14 уроках” по пьесе Тадеуша Слободзянека при поддержке Польского Культурного центра в Москве. Режиссер – Наталья Ковалева. Ожидается, что автор будет присутствовать на премьере.
Тадеуш Слободзянек (Tadeusz Słobodzianek) — польский театральный критик, драматург, режиссер, продюсер, с 2012 года генеральный директор Драматического Театра в Варшаве (Teatr Dramatyczny w Warszawie). Изучал театроведение в Ягеллонском университете в Кракове. Его дебют как драматурга состоялся в 1980 г. с пьесы «История о попрошайке и осле» для кукольного театра. Материалы к пьесе «Наш класс» Слободзянек начал собирать ещё в 2001 году, вскоре после раскрытия информации о еврейском погроме в Едвабне. Он закончил работу над драмой в 2008 году. В 2010 году пьеса была отмечена главной литературной премией Польши — Нике (Nike).
У десяти героев пьесы, и у происходящих с ними событий, есть реальные прототипы. Все происходило в небольшом городке Едвабне на востоке Польши. Действие пьесы начинается в конце 20-х годов XX века, а судьбы персонажей — польских и еврейских детей из одного класса — прослеживаются вплоть до наших дней.
Когда вы заходите в зал, Вы видите 8 меловых досок с контурами человеческих фигур и датами жизни этих людей, стол и 10 табуретов. Это – единственные декорации этого спектакля, которые прекрасно дополняют игру актеров и нисколько не кажутся недостаточными.
Пьеса разбита на 14 уроков — 14 историй о жизни десяти детей: как они растут, меняются, дружат и ссорятся, любят и ненавидят, как они встают перед тяжелейшими обстоятельствами и какой выбор делают.
Трагические событыя начинаются с приходом Второй Мировой войны. В пьесе отмечены и военные преступления, и криминальные сцены — насилие и убийства. Кульминацией становится еврейский погром 1941 года, где погибает и часть героев пьесы; он делит жизнь этих людей на до и после. Именно после этой сцены начинается антракт — как дополнительный барьер, который разделяет преступление и наказание.
Стоит отметить, что в пьесе очень мало диалогов. Большая часть речи – это связанные друг с другом монологи. Время в пьесе течет нелинейно, мертвые и живые одновременно оказываются на сцене.
Как сказала режиссер спектакля Наталья Ковалева: “В 2000 году вышла книга Я. Т. Гросса «Соседи» о Едвабне. Она вызвала в польском обществе шок, расколов его на два лагеря: желавших и не желавших признать свою вину. Для поляков – это история их страны. Но ведь и в истории нашей страны есть трудные страницы. И это не только история – и сегодня нам часто приходится делать трудный выбор. За свой поступок отвечаем мы сами. Как поступить так, чтобы не захлебнуться поздним раскаянием? Работая над спектаклем, я часто задавала вопрос себе: «А что бы я сделала?» И оправдание, которое звучит у героев пьесы «А что я мог сделать?», не есть ответ. Так что для меня – это история общечеловеческая. Везде, где человек зажат в кулак диктатуры, он перестает быть человеком – он становится волком, обложенным красными флажками: от страха он сеет зло вокруг себя и в результате не может жить сам. Как выскочить за флажки??? Мне думается, что о сложных уроках истории необходимо разговаривать с людьми языком театра – ибо он прост и нагляден: здесь перед живым человеком (зрителем) живой человек (артист) за пару часов проживает целую жизнь, проявляя тайные механизмы судьбы человека – связи его прошлого с настоящим и будущим.”
Игра актеров проникновенная и яркая, ей веришь и проживаешь эти жизни вместе с ними. Когда смотришь постановку, историческая составляющая отходит на второй план, ты уже не обращаешь внимания на национальности и вероисповедание, ты видишь лишь человеческие жизни, сломанные и исковерканные.
Одним важным моментом постановка отличается от написанной пьесы — автор Тадеуш Слободзянек попросил режиссера добавить одному из героев речь, где, по мнению автора, показан путь, как выбираться из трудных ситуаций: “Судьба Авраама — она ужасна, и только великая вера помогла ему пройти через все это. И если мы отказываемся от веры, то жизнь теряет всяческий смысл.”
Пьеса будет интересна всем, кто желает увидеть историю с другой стороны, для кого интересны сильные, тяжёлые спектакли с заложенными в основу глубокими вопросами.
Ближайшие даты исполнения спектакля: 14 и 21 октября, 4, 22 и 27 ноября, Новая сцена Театра Вахтангова.
Источник: Vakhtangov