Мы получили большое удовольствие от просмотра пьесы «Маленькая опера» по фарсу Славы Сэ в Малом театре, инсценировка которой была написана Еленой Исаевой. Я и раньше видел произведения, поставленные В.Н. Драгуновым, но сегодня убедился в том, что он — мастер-новатор, далекий от того, чтобы почить на своих лаврах, и остается в поисках новых решений.
Идейное содержание пьесы — это критика любой формы тоталитарного режима, развенчание его инструментами сатиры, юмора, легкой прозрачной каскадности игры актеров, ажурной музыкальности.
В своей рецензии я хотел бы сделать упор на новизну. Под ней я подразумеваю не сам жанр, а инновационность подхода режиссера к решению сюжетной линии.
Эстетика спектакля — новая для Малого театра, однако она успешно царствует в театральном мире и сочетает в себе элементы буффонады, китч и эротическую сатиру. В этом жанре творила блистательная плеяда таких режиссеров, как Тинто Брасс, Питер Гринуэй, Лилиана Кавани и другие. Для него характерно сочетание прозрачной, ажурной постановки с танцами, музыкой, яркими красками и каскадностью, одновременно с глубоким размышлением над тоталитарной эстетикой. Жанр был особенно актуален для кинематографа и театральной жизни Европы первых 30 послевоенных лет.
Для российской сцены такая эстетика с элементами китча и антитоталитарной пародии не характерна, тем более это явление новое для сцен театров первой линии. Тем свежее воспринимается яркая и глубокая, при этом целомудренная постановка на сцене Малого театра России.
Ю.М. Соломин, открытый для всех талантливых творческих проявлений, уверен, сердечно бы приветствовал спектакль во всех его проявлениях: от постановки в целом до игры актёров.
Ярчайший образ реализовал на сцене Глеб Подгородинский. Ему Драгунов доверил выражение главной темы произведения — судьбы творчества и положения творца при тоталитаризме. Подгородинскому удалось создать узнаваемый собирательный образ человека культуры, и предстоять со сцены за весь творческий мир.
Итальянская семья, которую с эффектной, близкой русскому зрителю иронией изобразили Полина Лоран и Максим Хрусталев), карикатурные живописные нацисты (Александр Титоренко, Василий Дахненко, Сергей Кагаков), подполье, обнаруживаемое повсеместно при тоталитаризме — всё это создаёт творческий ансамбль, которые убеждает зрителя, что культура — самое эффективное средство в победе над злом, даже когда оно мнит себя непобедимым и уничтожает почти всё вокруг. Из творческих усилий вырастает победа.
Одновременно хочется отметить потрясающие декорации — работу художника-постановщика М.В. Шуплецовой и работу звукорежиссера А.П. Казарина. Звуковое и музыкальное оформление спектакля вызывает чувство восхищения и трепет.
Частая сменяемость сцен, как в фильме, за счет опускаемого и поднимаемого занавеса, делает спектакль динамичным и убирает длинноты, характерные для подобных инсценировок, где литературная основа требует больших диалогов и частое использование одного-двух актеров на сцене. Зритель с лёгкостью следит за линейным развитием сюжета, воспринимает спектакль емким, упругим и закольцованным, и внимает прославляющей творчество логике финала — того, ради чего и ставился сам спектакль.
Хочется пожелать авторам замечательной премьеры больших творческих успехов, а великой театральной державе-детищу Ю.М. Соломина — дальнейших поисков в творческом пути.