Наследие Тинто Брасса на сцене Малого театра

Наследие Тинто Брасса на сцене Малого театра

Мы получили большое удовольствие от просмотра пьесы «Маленькая опера» по фарсу Славы Сэ в Малом театре, инсценировка которой была написана Еленой Исаевой. Я и раньше видел произведения, поставленные В.Н. Драгуновым, но сегодня убедился в том, что он — мастер-новатор, далекий от того, чтобы почить на своих лаврах, и остается в поисках новых решений.

Идейное содержание пьесы — это критика любой формы тоталитарного режима, развенчание его инструментами сатиры, юмора, легкой прозрачной каскадности игры актеров, ажурной музыкальности.

В своей рецензии я хотел бы сделать упор на новизну. Под ней я подразумеваю не сам жанр, а инновационность подхода режиссера к решению сюжетной линии.

Эстетика спектакля — новая для Малого театра, однако она успешно царствует в театральном мире и сочетает в себе элементы буффонады, китч и эротическую сатиру. В этом жанре творила блистательная плеяда таких режиссеров, как Тинто Брасс, Питер Гринуэй, Лилиана Кавани и другие. Для него характерно сочетание прозрачной, ажурной постановки с танцами, музыкой, яркими красками и каскадностью, одновременно с глубоким размышлением над тоталитарной эстетикой. Жанр был особенно актуален для кинематографа и театральной жизни Европы первых 30 послевоенных лет.

Наследие Тинто Брасса на сцене Малого театра

Для российской сцены такая эстетика с элементами китча и антитоталитарной пародии не характерна, тем более это явление новое для сцен театров первой линии. Тем свежее воспринимается яркая и глубокая, при этом целомудренная постановка на сцене Малого театра России.

Ю.М. Соломин, открытый для всех талантливых творческих проявлений, уверен, сердечно бы приветствовал спектакль во всех его проявлениях: от постановки в целом до игры актёров.

Ярчайший образ реализовал на сцене Глеб Подгородинский. Ему Драгунов доверил выражение главной темы произведения — судьбы творчества и положения творца при тоталитаризме. Подгородинскому удалось создать узнаваемый собирательный образ человека культуры, и предстоять со сцены за весь творческий мир.

Итальянская семья, которую с эффектной, близкой русскому зрителю иронией изобразили Полина Лоран и Максим Хрусталев), карикатурные живописные нацисты (Александр Титоренко, Василий Дахненко, Сергей Кагаков), подполье, обнаруживаемое повсеместно при тоталитаризме — всё это создаёт творческий ансамбль, которые убеждает зрителя, что культура — самое эффективное средство в победе над злом, даже когда оно мнит себя непобедимым и уничтожает почти всё вокруг. Из творческих усилий вырастает победа.

Одновременно хочется отметить потрясающие декорации — работу художника-постановщика М.В. Шуплецовой и работу звукорежиссера А.П. Казарина. Звуковое и музыкальное оформление спектакля вызывает чувство восхищения и трепет.

Наследие Тинто Брасса на сцене Малого театра

Частая сменяемость сцен, как в фильме, за счет опускаемого и поднимаемого занавеса, делает спектакль динамичным и убирает длинноты, характерные для подобных инсценировок, где литературная основа требует больших диалогов и частое использование одного-двух актеров на сцене. Зритель с лёгкостью следит за линейным развитием сюжета, воспринимает спектакль емким, упругим и закольцованным, и внимает прославляющей творчество логике финала — того, ради чего и ставился сам спектакль.

Хочется пожелать авторам замечательной премьеры больших творческих успехов, а великой театральной державе-детищу Ю.М. Соломина — дальнейших поисков в творческом пути.

Наследие Тинто Брасса на сцене Малого театра

Наследие Тинто Брасса на сцене Малого театра

Наследие Тинто Брасса на сцене Малого театра

Наследие Тинто Брасса на сцене Малого театра

Наследие Тинто Брасса на сцене Малого театра

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку