Собираясь в Театр Вахтангова на показ премьеры «Павел I», никто не ожидал увидеть на сцене такого Александра Олешко и такого Павла Петровича, Императора Всероссийского, поскольку это актёр с устоявшимся амплуа. В сознание публики так въелся глянцево-водевильный образ первого и психопатически-садистский второго, что казалось, уже ничто не может поколебать представление о них. Но случилось настоящее чудо!
Свет гаснет, пред нами появляются покрытые изморозью стены Михайловского замка, зловещий вид которого отражается в черном зеркале вод обводного рва, предвещая трагические события последних дней жизни Павла I.
Императору является покойная мать – Екатерина Великая, отношения с которой тяготят его душу до самой смерти. Ребёнок от ненавидимого мужа, убитого любовником, он с рождения слышит в свой адрес только уничижающие реплики наподобие «урод», «идиот» … Его уже отбраковали — теперь жди, что удавят, прибьют…Отвергнутый при жизни, он и после кончины матери ведёт беседы с ней в надежде услышать ласковое слово любви, тепла, сочувствия, но у Императрицы одна забота – власть, и всё, что мешает – прочь с пути!
Александра Олешко в образе Павла не узнать – он вошёл в образ страдающего императора так, что действительно стал походить не него и внешне, и мимикой, и движениями, и манерой речи. Кто-то скажет: «Грим, парик, …». Однако на сцене происходит истинное преображение и слом шаблона, на которые способен только настоящий Актёр. На мой взгляд, одна игра Олешко стоит того, чтобы прийти на этот спектакль — Браво!
Второе чудо – это новый взгляд на самого Павла I, иное прочтение образа Мережковского, создавшего прежний, карикатурный образ самодержца. У меня лично внутри и прежде всё протестовало против него, а режиссер спектакля Наталья Ковалёва не только усомнилась в трактовке Мережковского и решила разобраться, но и дерзнула воплотить на сцене образ настоящего Павла глазами сегодняшних людей.
«То, что называется документами об убийстве Павла Первого – это свидетельства убийц, – делится она. – Причем, у одного Бенигсена было четыре разных варианта, как это происходило. Получается, картина гибели царя обрастает какими-то домыслами, пересказами, отступлениями и фантазиями. Наша история так сложна, так высока и так низка одновременно, что текст по поверхности проскочить невозможно. Слова – это только вершина, а что под ними?»
За несколько лет до того, как была написана драма, автор в разговоре с супругой Зинаидой Гиппиус так сформулировал основную идею будущего сочинения: «Самодержавие – от антихриста». И в сочинении он явно спорит со Святым Писанием.
В спектакле Театра Вахтангова Павел Петрович – не ангел, но и не чёрт. «[Во взгляде на Павла мне хотелось пройти между двумя полярными точками – гений и идиот. Как он сам о себе говорил: «Я человек». Человек на особом месте, на очень сложном, страшном месте, на котором провалиться ничего не стоит, где мало найдёшь друзей, скорее обретёшь врагов», – говорит Наталья Ковалёва.
Сценическая версия объединила в себе куда больше, чем просто сочинение Мережковского и пьесу Евгения Рубеновича Симонова «Смерть Павла I». Она создала целую вселенную живых персонажей, которые хоть и отстоят от нас на столетия, но близки зрителю своими заботами и переживаниями.
Граф Пален – главный злодей – у Игоря Карташёва представлен как человек, который, возможно, любит и ценит Павла больше всех, но завидует царю как Сальери Моцарту, и потому готовит ему погибель.
Мария Фёдоровна, жена Павла, в исполнении Елены Сотниковой – это вовсе не комичная фигура, как представляет её Мережковский, а целостная личность, мать десятерых детей, любящая супруга, которая стоически сносит холодность своей второй половины, а в финале переживает настоящую трагедию видя, как её сын убивает собственного отца – её мужа!
Александр, наследник Павла Первого – один из самых сложных персонажей этой истории. Сложный потому, что он – хамелеон, и трудно понять, он слаб и малодушен или просто хитёр. Брат Константин зовёт его актёром, и Юрий Поляк, воплотивший образ великого князя-наследника на сцене, идёт от этой трактовки образа. Будущий Александр Первый действительно актёр, который лишь принимает вид безвольного человека, предоставляя другим делать неудобный выбор за него и пытаясь остаться «чистым». Но действие равно бездействию в том смысле, что это решение, с последствиями которого придётся жить.
Константин (Виталий Иванов), супруга Александра Елизавета (Дарья Щербакова), любовница Павла княжна Гагарина (Мария Риваль), доктор Роджерсон (Михаил Васьков) и другие, казалось бы, второстепенные участники событий все сыграны и продуманы с таким тщанием и талантом, что поднимают спектакль на очень высокий пьедестал в коллекции вахтанговского театра и театра российского.