В театре Вахтангова случилось настоящее волшебство — Олег Долин представил спектакль «Ночь перед Рождеством» по Николаю Васильевичу Гоголю. Собственно, учитывая репутацию Долина, от него и ждали чего-то особенного, но то, что ему удастся превзойти как в смешении реального и фантастического, так и в аутентичном сохранении гоголевского духа фильм Александра Роу 1961 года на сцене – это было неочевидно.
Два спектакля режиссера, с которыми я знаком — «Лекарь поневоле» и «Женщина-змея» представляли собой ювелирную работу, где за кажущейся простотой скрывались удивительная глубина и богатство смыслов. Новая его постановка оказалась не менее превосходной, чем прежние.
Из «Ночи перед Рождеством» получилась история, которая тронет сердца и взрослых, и детей. Она была полна неожиданных находок.
Уже первые звуки спектакля заставили зал встрепенуться: раздалась музыкальная заставка программы «Время», казалось бы, не имеющая никакого отношения ни к Гоголю, ни к Рождеству. Но окунувшись в знакомый мир рядовой российской квартиры, зритель незаметно для себя оказался в волшебной атмосфере гоголевской фантасмагории, где сказочное воспринималось обыденно и естественно, как официантка, подающая вам десерты в кафе.
Знакомый с юности материал предстаёт перед нами на сцене Театра Вахтангова совершенно в ином ракурсе, чем мы привыкли его видеть.
Сюжет, как вы помните, прост — кузнец Вакула влюблён в неприступную красавицу Оксану, но чтобы жениться на ней, ему нужно совершить невозможное — достать царские туфельки.
Режиссёр и артисты представляют нам мир, полный любовных взаимоотношений, где в центре внимания не только история Вакулы и Оксаны, но и приключения Солохи с её многочисленными поклонниками, романтические переживания девушек и парубков Диканьки.
Эти истории любви таят в себе минуты счастья и разочарований, самопожертвования и предательства, поэтому воспринимаются как актуальный рассказ о нас и наших родных. А музыкальные отсылки и удачные сценические приёмы делают эти истории ещё более близкими как подросткам, так и их мамам с папами.
В новой работе Олега Долина заметно влияние комедии дель-арте, которой он превосходно владеет, но маски героев здесь скорее печать иронии, которая при отождествлении зрителя с персонажами превращается в самоиронию.
Добрый гоголевский юмор нашёл отражение не только в комичных положениях, но и в музыкальной ткани спектакля, динамику которой придают контрасты.
Ночь. Серебрится снег, блестят звёзды, слышны украинские колядки. И вот, внезапно, под тяжёлые звуки «Песни иммигранта» Led Zeppelin появляется Чёрт в исполнении Евгении Ивашовой.
«Мы идём из края льдов и снегов,
От полуночного солнца, от жарких родников.
(…)
Всё сметая – веслом гребя,
И цель одна нам – берег Запада!» (перевод на русский)
Гоголь любил смеяться, и Долин от него не отстаёт.
Чуть позже прозвучит трагичная песня Эдит Пиаф, ванильная Last Christmas Джорджа Майкла, и лиричная María Elena Нэта Кинг Коула, намекающая нам на экспрессивные испанские сериалы.
Образы многих персонажей этой повести детально переосмыслены. Возьмём того же чёрта, которого исполняет Ивашова. Не ищите здесь мезогинию (sic!), ибо тёмная сторона — это не некая прерогатива слабого пола. Здесь это скорее символ, что человек не идеален.
Необычно? Да. Но вполне оправдано, а рефрены и обыгрывание в сценах фразы «баба-чёрт» получают любопытное звучание.
Солоху играет великолепная актриса Мария Волкова. Ведьма у неё своей романтичностью, грацией и сердечной простотой пленяет не только Чуба (Карен Овеян) с Дьяком (Василий Цыганцов), Голову (Павел Юдин) с Бесом, но и мужскую половину зрителей.
Очень интересно прочтение образа Оксаны, возлюбленной Вакулы, созданное Евгенией Ивашовой. У Гоголя я ухватил лишь общий абрис героини, а в спектакле он наполнен множеством деталей, красок, динамикой.
Сначала перед нами капризная первая красавица Диканьки, участница забав и увеселений сверстниц. Её надменность и капризы распугали женихов: подружки нашли себе пары, а наша гордячка начинает страдать от такой обездоленности, заедая стресс праздничным салатом, к тому же с ультиматумом — «царские черевички или забудь», пропал и последний кавалер — в народе поговаривают, что Вакула руки на себя наложил…
Неожиданная в вахтанговской «Ночи перед Рождеством» и Екатерина Великая — это не матушка-императрица, а ветреница и кокетка: «Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим народом, которого я до сих пор ещё не видала».
Примечательно, что создатели спектакля решили подчеркнуть пропасть между народом и властью. Аристократию в спектакле играют те же актёры, только они с золотыми чубами и в чёрных одеяниях, как бесы. Мария Риваль, которая грациозно играет Екатерину II, говорит, что первоначально этот контраст был ещё более резким, но затем его было решено смягчить.
Помимо прекрасных женских ролей стоит отметить игру Эюба Фараджева, воплотившего кузнеца. Стройный и пластичный, он мало походит на силача, который гнёт «пятаки и подковы, как гречневые блины», однако чтобы быть безнадёжно влюблённым, не обязательно быть 9-кратным чемпионом мира по греко-римской борьбе Александром Карелиным.
Притом, что по форме каждый герой постановки — это маска, по наполнению, по характеру, переживаниям он — почти чеховский герой, которого любишь и которому сопереживаешь.
Обязательно сходите на спектакль «Ночь перед Рождеством» в Театр Вахтангова, получите большое удовольствие.