Норвегия построит плавучий бетонный туннель

Норвегия построит плавучий бетонный туннель

К 2050 году норвежское правительство сделает трассу вдоль западного побережья страны, «свободной от паромов». Самой новаторской частью проекта станет прокладка плавучих подводных туннелей из бетона, сообщает CNN.

Более 1’000 фьордов украшают западное побережье Норвегии, ежегодно привлекая в эти места десятки миллионов туристов. Вместе с тем, эти узкие извилистые морские заливы со скалистыми берегами создают массу препятствий не только для путешественников, но и для жителей. Здесь, где производят 50% экспортируемых страной товаров, проживает 5.3 млн. людей – треть населения северной страны. Однако сейчас пропускная способность транспортной сети этого региона по меркам Европы очень низкая. Чтобы добраться из южного города Кристиансанн до северного Тронхейма, требуется 21 час и 7 паромных переправ.

Норвегия Фьорд Люсе
Норвегия Фьорд Люсе

Норвежское правительство планирует сократить это время вдвое, сделав путь свободным от паромов. Проект стоимостью $40 млрд. включает в себя строительство трех подвесных, пяти понтонных мостов, и подземного 27-километрового туннеля, пробуренного под морским дном на глубине 400 метров. Но самой амбициозной его частью станет прокладка подводных плавучих туннелей, расположенных на глубине 30 метров под поверхностью воды.

«На этой глубине волны и течения уже не такие мощные, как на поверхности», – поясняет главный инженер Норвежского управления автомобильных дорог (NPRA) Арианна Миноретти. Кроме того, плавучий туннель минимально меняет ландшафт, так как большая его часть скрыта от глаз. Он менее шумный, чем дорога или мост.

Надо оговориться, что плавучий туннель не подразумевает, что он будет куда-то плавать. Изготовленный из бетона, он закреплен на месте с помощью тросов либо к морскому дну, либо к поплавкам, расположенным на достаточном для прохода кораблей на расстоянии.

Плавучий бетонный туннель, прикрепленный к морскому дну. Рисунок: NPRA
Плавучий бетонный туннель, прикрепленный к морскому дну. Рисунок: NPRA

По словам Миноретти, самые большие риски конструкции – это взрывы, пожары и перегрузка; гарантии против них потребуют всесторонних испытаний. Команда проекта совместно с Норвежским университетом науки и технологий изучает, «что произойдет с бетонной структурой туннеля, если, например, внутри взорвется машина с опасным грузом». Расчеты показывают, что давление окружающей воды существенно уменьшает ущерб, причиняемый такими взрывами. Вместе с норвежским военно-морским флотом, NPRA также анализирует, что случится, и как действовать, если с туннелем столкнется подводная лодка.

Хотя места прокладки плавучих туннелей еще не определены, Миноретти уверен, что в течение 30 лет проект будет успешно завершен. Это не только облегчит путешествия вдоль западного побережья, но станет еще одной достопримечательностью как уникальный и первый проект такого рода.

Поделиться с друзьями
Subscription