Крупнейший производитель нефти в Западной Европе — Норвегия, испытывает серьёзный натиск лоббистов на нефтедобывающие компании, от которых экологисты требуют сократить производство. Третий по величине экспортёр нефти (после России и Катара) обеспечивает до четверти потребности в нефти Европы, но снижает нефтедобычу в последние 20 лет.
Норвежское благосостояние сформировано благодаря нефтяным доходам, которые 5.4-миллионное население получает иным (более справедливым) образом, чем в России. 14% ВВП Норвегии формируют доходы от углеводородов. На их базе создан крупнейший суверенный фонд, капитализация которого превысила в 2021 году 1 триллион евро, который приумножает средства за счёт инвестирование в 9000 компаний по миру, включая Apple и Google.Капитализация фонда контролирует 1.5% мировой рыночной капитализации.
Из тех же денег идут инвестиции норвежского правительства в возобновляемые источники энергии и переход на электротранспорт. Но некоторые горячие головы говорят о том, что пора бы слезть с нефтяной иглы.
Пока разум торжествует. В декабре 2020 года Верховный суд Норвегии разрешил выдать новые лицензии на разведку в Баренцевом море в Арктике, не приняв во внимание доводы о противоречии с Климатическим соглашением. Суд таким образом встал на сторону народа — только 35% норвежцев согласны прекратить разведку новых месторождений.
Но сегодня в стране завершаются парламентские выборы, где одна из трёх партий ставит вопрос о переходе на новую энергетику ребром. По предварительным данным, возглавляемая премьер-министром Норвегии Эрны Сольберг коалиция консерваторов уступает оппозиционной лейбористской партии, которой, однако, ещё предстоит сформировать свою коалицию.
Лидер лейбористов Йонас Гар Стоере обещает сократить неравенство и расширить господдержку семей, и с этим согласны норвежцы. Позиция партии в отношении нефтедобычи пока также разумная, но может измениться при формировании коалиции. «Норвегия должна избегать серьёзных потерь рабочих мест в своей крупнейшей экспортной отрасли», — заявлял ранее Стоере.
Пока лейбористы надеятся, что им удастся вступить в соглашение с центристами и левыми социалистами (трёхпартийную коалицию, действовавшую в 2005-2013 годах). Если этого сделать не удастся, то союз с зелёными может заставить поступиться убеждениями и принять их ультиматум о прекращении нефтедобычи до 2035 года. Это маловероятно, но теоретически возможно.