Смартфоны, планшеты, ноутбуки и даже стиральные машины – всё это компьютеры. Мы пользуемся ими каждый день, они стали незаменимой частью нашей жизни, но что мы знаем о тех, кто их изобрёл? Почти ничего. Кто-то вспомнит Стива Джобса, Билла Гейтса и, может быть, Энди Гроува – харизматиков, которые лично рекламировали свои изобретения и писали книги о своём успехе, а остальные герои? Канули в Лету.
Режиссёр Никита Кобелев и актерская команда документальной Студии-OFF при Театре им. Маяковского решили исправить ситуацию и взялись рассказать историю появления компьютеров со сцены.
Полгода назад, когда эта идея только возникла, не было ничего – ни пьесы, ни понимания, что и как будет. Катализатором стала книга Уолтера Айзексона «Инноваторы» — и работа закипела, потребовалось всё больше и больше материалов. В результате в литературную основу спектакля легло более 40 источников, многие из которых англоязычные.
Как и предполагает жанр док-театра, в котором создан спектакль «Новаторы», актеры с режиссёром вместе лепили своих героев, читая книги, получая консультации у компьютерных спецов, интервьюируя представителей IT-отрасли, и списывая со своих собеседников черты будущих персонажей.
Многие постановщики берутся за модный сейчас doc-театр, но дается он единицам, возможно, поэтому его поклонников не так много. Ведь зрителям хочется увидеть внятную динамичную историю, наполненную глубокими смыслами и яркими образами, что, на мой взгляд, в этом жанре случается редко. Однако если уж случается, то катарсис двойной – и от самого спектакля, и от постижения сути нового подхода.
Именно таким редким и счастливым исключением стала постановка Маяковки, где история технического прогресса показана через судьбы инженеров, программистов и предпринимателей.
Результаты изысканий авторов спектакля впечатляют и несут в себе много открытий. Компьютерные истоки, как оказалось, уходят в далёкий XIX век — в семью лорда Байрона. Его дочь, графиня Ада Лавлейс, считается первым программистом.
Женщина! Как это в духе современной феминистской тематики. И подобные острые вопросы здесь на каждом шагу – положение женщин, наркотики, нетрадиционная сексуальная ориентация, расизм.
По словам Кобелева, когда задумывался спектакль, специально никто эти темы поднимать не планировал. Но оказалось, что каждая история несёт в себе очень болезненный нерв сегодняшней жизни. Оно и понятно – создатели компьютера, хоть и большие таланты, но прежде всего люди с теми же достоинствами и недостатками, что и мы. Иногда это ангел во плоти, а иногда – Франкенштейн.
Истории, разворачивающиеся на сцене, почти библейские: здесь и любовь, и предательство, и зависть, и дружба. Каждый найдет в этих вечных темах что-то своё. Меня же поразили очень непростые семейные отношения гениев кибернетики и то, что каждый может сложить 1 + 1, но только один догадывается это сделать. Как близко и как далеко от каждого из нас находятся великие технологические открытия!
Несомненным залогом успеха «Новаторов» стали актерские работы. Каждый из участников вложил столько любви в своего персонажа, что спектакль смотрится как очень талантливый документальный фильм с волшебным эффектом присутствия.