Новая интерпретация «Утиной охоты» Вампилова на сцене Театра Вахтангова

Новая интерпретация "Утиной охоты" Вампилова на сцене Театра Вахтангова

Вахтанговская версия «Утиной охоты» Александра Вампилова режиссера Аскара Галимова открыла перечень премьер знаменитой труппы на 2024 год. Театр по сценографии и игре актёров предложил новую интерпретации знаменитой пьесы. Если во всех прежних постановках главный герой — неудачник, рядящийся в тогу победителя, обреченный мечтатель с изначально надломленным краеугольным камнем жизненной философии, то исполнитель главной роли — Максим Севриновский упирает на его попытку стать опорой для людей, которые окружают его: для жены, любовницы, коллег.

Наверное, время для переосмысления самого неординарного драматурга-шестидесятника пришло. «Утиная охота» была последней и его самой скандальной пьесой.

Александр Вампилов, написавший пять потрясающих пьес, стяжал славу и своими произведениями вошёл в сокровищницу мировой драматургии. Он оставил после себя также пьесы «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты».

Фамилия Вампилов происходит от тибетского «умножающий могущество», и ярко подтверждает его жизненную позицию. Потомок далай-лам и православных священников (со стороны матери), Александр Вампилов — фигура неординарная даже для своего поколения. Сын бурята и русской, он всю свою жизнь посвятил изучению литературы и характеров людей, которые окружали его.

Накануне рождения самого Александра его отцу дважды приснился сначала один, потом другой выдающийся писатель-прозаик: Лев Толстой и Максим Горький. Отец сыграл колоссальную роль в его жизни. Его предначертания, основанные на сновидениях, реализовались в жизни несмотря на собственную трагическую судьбу. Его, бурята, обвинили в попытке объединить пан-монгольские государства (Россию, Монголию и Китай) в единое целое, где он якобы занял бы верховное положение. В 1937 году и не такие доносы имели место быть. Тогда и родился Александр Вампилов.

Альбина Абрамова (Ирина)
Альбина Абрамова (Ирина)

Несмотря на то, что 19 лет спустя кончины отца тот был реабилитирован, это оказало сильное моральное давление на мальчика, и он всю жизнь нёс это в себе. В произведении В. Распутина «Уроки французского» была описана драма, посвященная матери будущего писателя — Анастасии Прокопьевне Копыловой, которая одна с четырьмя детьми в жутких условиях пробивала им путь. Благодаря силе духа и глубокой православной вере, это дало свои плоды.

«Утиная охота» — произведение трагическое, хотя концовка вроде бы оставляет нам возможность для оптимизма. В реальной жизни нашлись в Иркутске негодяи, которые написали донос и на самого Вампилова, не пощадив его и «сообщив куда следует», что автор драматического произведения написал пасквиль на советскую организацию. Произведение было напечатано в журнале «Ангара», и автора обвинили в клевете, тем более что в Иркутске действительно было «Бюро технической информации», как и в пьесе.

Все произведения Александра Вампилова объединены тезисом о том, почему молодые люди, пришедшие в мир красивыми, талантливыми, ломаются как тростинки и превращаются в ничто. Они гибнут, не достигая расцвета.

Переосмысление «вахтанговцами» характера героя поднимает его трагедию на новую высоту, отчего сочувствие к герою усиливается. Они сочли, что главное в перипетиях — любовь.

Полина Чернышова (Галина), Максим Севриновский (Зилов), Евгений Косырев (Кушак), Анастасия Жданова (Вера), Виталий Иванонв (Саяпин), Дарья Щербакова (Валерия)
Полина Чернышова (Галина), Максим Севриновский (Зилов), Евгений Косырев (Кушак), Анастасия Жданова (Вера), Виталий Иванонв (Саяпин), Дарья Щербакова (Валерия)

Судьба «Утиной охоты», как и судьба его автора, претерпела ряд виражей и кульбитов. Поначалу она была запрещена повсюду в центральных театрах, но один из друзей драматурге договорился о постановке в периферийном прибалтийском театре. После чего пьеса пошла победным маршем по всем подмосткам театров страны.

Его произведения стали популярными после гибели автора, которая произвела сильное впечатление на всех. Он стал символом той части творческой интеллигенции, которая разбилась как стекло от удара ломом — окружающей действительности. Судьба самого Вампилова трагична — он погиб в 35 лет при чрезвычайно запутанных обстоятельствах: утонул в озере Байкал на глазах у толпы людей, наблюдавших с берега за трагедией. Никто ему не помог, не спас. Даже его гибель стала драматическим актом, описанным Юрием Нагибиным. «Спасать надо того, кто молчит», — написал он. Писатель тонул молча, не звал на помощь. Его коллега, также упавший в воду, был спасен — он издавал крик.

Уникален Вампилов и в том, что никогда не намекает на политику и общественные отношения. В отличие от всех авторов своего поколения, он не употребляет советскую лексику и штампы советской реальности, и делает это намеренно, так как его главный прием как творца — показ действительности через характер и бытовое поведение своих героев, трагичное и драматичное.

Анна Чумак (Ирина)
Анна Чумак (Ирина)

Вампилов оставил после себя настолько огромное богатое наследие, что даже российские кинематографисты позволяли плагиаты. Полеты во сне и наяву с Янковским в главной роли — переложение «Утиной охоты» в новом кинематографическом материале. Поэтому пьеса «Утиная охота» в Театре Вахтангова способна волновать наших современников, в том числе молодых.

Интересно изображаются и другие герои пьесы. Видно, что авторы поставили задачу изменить стереотипы и расставить новые акценты.

При жизни драматурга ни одно его произведение не было оценено по заслугам. Чиновники от культуры, понизив голос, потупив взор, говорили о сыне врага народа. После же смерти Вампилова в 1972 году счастливая жизнь его произведений продолжилась — его работы были переведены на многие языки Европы. Наследие Вампилова составило более 100 рассказов, очерков и фельетонов.

Этот драматург — один из самых ставящихся на Западе, после Чехова он считается самым известным российским драматургов последних 100 лет. Его слава лишь возрастёт, поскольку его «Утиная охота» обрела новую жизнь в популярнейшем драматическом театре.

Андрей Зарецкий (отец), Наталья Масич (мать)
Андрей Зарецкий (отец), Наталья Масич (мать)
Данила Гнидо (официант, кот)
Данила Гнидо (официант, кот)
Евгений Косырев (Кушак), Анастасия Жданова (Вера)
Евгений Косырев (Кушак), Анастасия Жданова (Вера)
Клим Кудашкин (Кузаков), Евгений Косырев (Кушак) и Анастасия Жданова (Вера)
Клим Кудашкин (Кузаков), Евгений Косырев (Кушак) и Анастасия Жданова (Вера)
Клим Кудашкин (Кузаков), Полина Чернышова (Галина)
Клим Кудашкин (Кузаков), Полина Чернышова (Галина)
Премьера "Утиной охоты" в Театре Вахтангова
Премьера «Утиной охоты» в Театре Вахтангова
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку