11 октября на Основной сцене Новой оперы давали «Войну и мир. Наташа и Андрей» четы Прокофьевых. Спектакль, нашумевший с момента премьерного показа на Крещенском фестивале, стал одним из знаковых произведений, открывших нынешний сезон московского оперного дома.
Трудно найти что-то более подходящее зрителям в наши дни, чем эпопея Льва Толстого, переосмысленная через призму романтической привязанности и любви к родине. Сергей Прокофьев создал её во время Великой Отечественной войны, которая совпала по времени с его уходом из семьи к Мире Мендельсон, написавшей текст для оперы «Война и мир».
Наверное, личные обстоятельства в значительной мере обусловили расстановку акцентов в произведении Толстого. Из всех романтических историй романа чувства 31-летнего князя Андрея (офицера из знатного рода, вдовца) и 18-летней девушки из разорившихся дворян, вспыхнувшие накануне войны, наиболее соответствовали личным обстоятельствам Прокофьевых. Известному композитору было 50, в то время как его молодой жене — студентке, дочери большевика Абрама Мендельсона — 23.
Произведение, вероятно, помогало создателям понять собственные чувства: почему эти отношения так увлекли Андрея Болконского, и чем они прельстили его юную избранницу? Имел ли будущее их союз, что его ждёт, даже если будут преодолены формальные преграды?
Опера «Война и мир» в полу-сценическом варианте выглядит вполне завершенным произведением, ей придают красочность и объём весьма кстати употребленные мультимедийные технологии, а высочайший уровень молодых исполнителей позволяет ощутить драматургию произведения. Это скорее война, чем мир; а любви здесь всё же меньше, чем борьбы и трагедии.
В роли Наташи Ростовой — лирико-драматическое сопрано Вероника Хорошева, которой удаётся не только блистательно петь свои партии, но и показать свой недюжинный актёрский талант. Её вдохновенный вальс с Андреем Болконским, ярко исполненный оркестром под управлением Антона Торбеева, стал одним из самых запоминающихся эпизодов оперы, наряду с потрясающими по лиризму ариями любви.
В роли Андрея Болконского — баритон Максим Лисиин, участник оперной программы Большого театра, победитель множества конкурсов. Его большой голос не перестаёт удивлять своими возможностями, и, уверена, нас ещё немало поразит в будущем.
Кирилл Сикора (Анатоль Курагин), Марк Ким (Пьер Безухов), Вероника Ершова (Элен), и, конечно, Сергей Артамонов (граф Илья Андреевич Ростов) творили чудеса вокального мастерства и артистизма на сцене. Каждый их выход на сцену, каждая ария создавали законченную красоту произведения. Мы видели сложившийся, действующий в едином порыве коллектив, вполне соответствующий принципам Новой оперы.
Иммерсивные элементы также были внедрены в спектакль «Война и мир. Наташа и Андрей» с большим вкусом. Это придало представлению придворно-аристократический стиль и добавило красоты и романтизма изображению эпохи начала XIX века.