Сегодня на российском строительном рынке появился новый интересный для инвестирования сегмент — небольшие компании, которые за счёт правильного применения БИМ и прочих цифровых технологий способны оптимизировать бизнес-схемы и достичь высокой прибыльности. Однако вложения в такие компании — не такое простое дело в связи с неповоротливостью системы и экономической ситуацией в стране.
25 августа 2022 года на бизнес-бранче «От цифры к стройке» центра конференций «Сегодня» компании наперебой делились кейсами успешного применения цифровых решений в проектировании, строительстве и эксплуатации строительных объектов, а представитель ФАУ “Проектная дирекция Минстроя России» Дарья Долгих подчёркивала важность цифровых решений для строительной отрасли и её клиентов.
Переход на цифровизацию внёс в стройку элемент конкуренции, когда громоздкие компании могут оказываться менее успешными в применении БИМ, чем небольшие конкуренты. Выступая на панели, эксперт Андрей Бархота подчеркнул, что взоры и надежды сегодня устремлены на последних. Им однако, не суждено стать опорой экономики и вырасти в гигантов строительной индустрии.
«В текущей ситуации мы сталкиваемся с понижением ставок по вкладам вплоть до 6%, и они опускаются также по кредитам, — рассказал он культурно-политическому журналу «Э-Вести», — Валютные сбережения ушли в прошлое — население в шоке оттого. что происходило на валютном рынке, и дистанцируется от валюты. Золото тоже не прельщает людей. Отсюда отсутствие заинтересованности в этих инвестиционных продуктах у них. Остается недвижимость: загородная, дачная, квартиры и покупка быстро дорожающих предметов, начиная от гречки и кончая автомобилем. Такая модель действует уже около полугода и создаёт определенные сложности.
Конечно, покупка паев какой-то перспективной компании — хорошая идея, но здесь мешает отсутствие системы рейтингования, которая ставила бы во главу угла их качественные, а не количественные характеристики. Она должна сравнивать не балансы, а использование перспективных технологий, экономию сроков и снижение издержек, гарантии результата. Плюс у нас специфика экономики — это 75% госсектора, где выживают прежде всего поставщики и подрядчики государственных гигантов (естественных монополий, госкорпораций). Если лет 7 назад у нас был энтузиазм относительно предпринимательства, то сейчас всё упирается в строгий госзаказ и гарантированный спрос».
Казалось бы — деньги компаниям нужны и им важно привлекать капитал. И для инвесторов, и для бизнеса было бы интересно привлечь деньги домохозяйств, теряющие стоимость на банковских счетах. Но здесь мало что можно быстро изменить.
Хотя банковская система, привлекающая вклады населения и корпораций, должна финансировать реальный сектор: стройку, промышленность, сельское хозяйство, она стремится вкладывать средства в более привлекательные сферы экономики (в бизнес с внутренней рентабельностью от 20% или потребительское кредитование) и страдает от неопределённости в ожидании локального экономического шока от окончания кредитных каникул, последствия которого ещё трудно оценить. Поэтому рост успешных стартапов (перспективный, но рисковый) не станет взрывным.
«Крупная концентрация капитала продолжится в существующих крупных компаниях, а новые будут появляться по принципу своеобразного НЭПа, который нас непременно ждёт, — говорит эксперт. — Сегодня нет трендов на концентрацию, а есть запрос на маленькие стартапы — маленькие предприятия, которые, оставаясь маленькими и венчурными, имеют гарантии госспроса. Им может помочь принимающаяся сейчас инициатива по краудфандингу, при которой население делает небольшие вклады по 10-20 тысяч рублей, получая более высокий процент от вложения в стартапы. Но здесь тоже есть определенные риски…», — говорит эксперт.
Андрей Бархота уверен, что инвестировать в такие компании нужно, хотя и с большой осторожностью, да и вообще при инвестировании необходимо исповедовать консервативный подход: «У меня есть знакомые, у которых были вложения только на фондовом рынке, и сейчас они повергнуты в шок. Но кто же хранит яйца в одной корзине?! Инвестиции должны быть сделаны по консервативной модели, пусть по низким ставкам, но необходимо оставлять вклады, небольшую сумму нужно иметь наличными, а при покупке ценных бумаг выбирать менее рискованные: долговые облигации, облигации федерального займа, ипотечные облигации».