Вчера в «Содружестве актёров Таганки» (САТ) прошла долгожданная премьера спектакля «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть», вновь поставленного Зигфридом Кюном на российской сцене. Впервые этот спектакль увидел свет в 1964 году с молодым Николаем Губенко в главной роли, и стал путёвкой в долгую успешную сценическую жизнь будущего основателя и худрука САТ. Так вышло, что этим спектаклем мэтр и завершил свою карьеру, безвременно уйдя от нас незадолго до премьеры, над которой так упорно трудился.
Сегодня «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» навевает разные мысли. Нужен ли сегодня этот политический памфлет о развенчанном диктаторе, если только ленивый не плюнул в его сторону в последние десятилетия?
Первое, что мне приходит на ум — это то, что много лет назад мой отец, родившийся на месте ссылки своих родителей в Казахстане, приехал в Москву и добился допуска к архивам. Он проводил многие часы в Ленинской библиотеке, где изучал рукописи Ленина и Троцкого, чтобы понять, зачем эти люди сделали такое зло, что разрушили жизнь его семьи (и многих других семей) в 1917 году, лишив всего имущества и отправив в концлагерь в качестве «бывших людей». Папа нашёл ответ, который его устроил, и благодаря этому смог отчасти примириться с этими «деятелями» и с последствиями их реформ для общества. «Ленин был психически нездоровым человеком», — говорил он мне, и с грустной улыбкой прибавлял: «Но если бы не Ленин, мои родители не познакомились бы».
Гитлер сыграл огромную разрушительную роль в жизни Николая Губенко; он сделал его сиротой и заставил маленького одессита много страдать. Не только его, но и другим малышей, с которыми будущий режиссёр рос и о которых рассказал в своём гениальном фильме «Подранки».
Исследование причин, по которым этот злой гений смог придти к власти и осуществить свои замыслы, не могло не стать насущной необходимостью для будущего актёра и режиссёра, и совершенно ясно, почему он это делал и зачем ему было нужно напомнить зрителю об этом враге нашей страны и всего человечества. Спектакль был крайне необходим лично Николаю Губенко и в защите других от подобного зла он видел свою миссию.
Второе. «Самые большие политические преступники должны быть наказаны, и, главное, осмеяны«, — говорит режиссёр спектакля Зигфрид Кюн. В целом это верно, но не так-то просто добиться, чтобы история Гитлера рассмешила людей после всех ужасов, которые его правление принесло миру. Они все ещё живы в нашей памяти.
В данном случае, постановка вышла вовсе не было смешной, как, например, в аналогичном сюжете Чарли Чаплина, хотя содержала элементы комического. Мы увидели карикатурного Гитлера, кривого и злого (такой образ был заложен создателем памфлета Бертольдом Брехтом). Без смеха не получилось и наказания… Зато получилось другое.
Третье. Реальной целью создателей «Карьеры Артуро Уи, которой могло не быть», было предупреждение и напоминание о том, что никогда не должно повториться. Для этого потребовалось вновь рассказать, каким злодейством было отмечено уже начало «карьеры» этого политика, накануне очередного переживания победы над фашизмом (премьера была задумана к 9 мая). Если бы Артуро Уи встретил противодействие тех, кто сумел бы преодолеть страх — миллионы людей остались бы жить, а дети не были бы сиротами.
Для тех, кто помнит эти исторические события, ничего нового в спектакле не будет, но я помню глаза молодой красивой девушки в зале, которая вжалась в своё кресло, приоткрыла рот и широко раскрыла глаза, познавая новое. Меня это впечатлило.
В то же время, была одна вещь, которой мне недоставало — расширительного толкования, параллелей с современностью, например, нашей новой бедой — пандемией коронавируса. Жаль, что спектакль задумывался и готовился ещё в прошлом году, когда многое было другим. Теперь становится очевидно, что диктатура — не единственная форма правления, где может царить тотальное зло, несвобода.
Гитлер — не первый и не последний политик, который шёл к власти через трупы, но именно его сделали козлом отпущения за все грехи властолюбцев. Да, он повержен, но с его разгромом зло не отступило. Осудили грешника, но грех властолюбия остался. Сколько людей сегодня идут к своей цели по трупам и судьбам?
Зигфрид Кюн повторил то, что говорил более полувека назад, но теперь он сделал это в театре Губенко, с большим размахом и мощью, используя возможности сплоченного коллектива, воспитанного на тех же идеалах. В спектакле было много технических решений, современных возможностей, и он «заиграл» уже совсем по-другому. Наверное, ему было очень тяжело смотреть на сцену и вспоминать молодого Николая Губенко, сокрушаясь о том, что несгибаемый патриот России и страдалец за свой народ так рано ушёл. Радость премьеры породила у него грустную улыбку.
Актёры «Содружества» сделали своё дело добротно, чем они, собственно, славятся. На едином дыхании были выполнены сложные драматические и пластические задачи, актёрская команда была одним сплочённым целым. Зло в этой постановке осталось злом, добро — добром; Гитлер и его приспешники остались злодеями и не подлежали модному в наши дни переосмыслению.
Такой театр тоже нужен молодым россиянам, чтобы они узнавали и помнили неискаженные страницы истории, и, безусловно, должен сохраниться и после смерти художественного руководителя.