Постановка Римасом Туминасом романа-эпопеи Толстого «Война и мир» после премьеры станет водоразделом, разделяющим театральный мир на «до» и «после». Прозвучало то самое новое слово, за отсутствие которого в своё время Ф.М. Достоевский отказывал роману в величии, признавая его литературные достоинства.
«Две строчки о Толстом, с которыми я не соглашаюсь вполне, это когда вы говорите, что Л. Толстой равен всему, что есть в нашей литературе великого. Это решительно невозможно сказать! Пушкин, Ломоносов — гении», — писал Фёдор Михайлович Н.Н. Страхову, в целом соглашаясь с высокой оценкой произведения со стороны знаменитого критика. Нет, «богоискатель» Толстой — не Пушкин, который есть «пророчество и указание».
Толстой сказал многое о том, о чём не осмеливались говорить в полный голос другие — он предложил обществу историю становления движения декабристов. Пьер Безухов — он же «Декабрист» Пётр Лабазов, это «декабрист без декабря» Пётр Вяземский. В остальных героях, прежде всего в Андрее Болконском, угадываются черты других декабристов, только выпущенных Александром Вторым из Сибири и тех, кто избежал наказания, но также жаждал перемен.
К теме декабристов писатель подбирался долго, начинал писать одноимённый роман, бросил его и остановился на исследовании роли войны в становлении русского общества и его лучших представителей. Позднее, с лёгкой руки Толстого, в советскую историографию и критику войдёт мысль, что виденное на войне, в заграничных походах и побудило декабристов выйти на Сенатскую площадь.
В числе родственников Льва Толстого были декабристы и их ближайший круг, включая С. Волконского, С. Трубецкого, П. Чаадаева и И. Горчакова. Это давало ему сведения о частной жизни героев войны 1812 года. Но также писатель изучал автобиографии и биографии героев, встречался с декабристами, например, с С.Г. Волконским, и создавал из этого образы своих героев. Лепил их так, как понимал.
Достоевский же был сам проникнут идеями свободомыслия, за которые пошёл на каторгу. Трудно сказать, что сталось бы с ним, куда бы повернулась его мысль, если бы в 1850 году жены декабристов Н.Д. Фонвизина и П.Е. Анненкова не подарили ему Евангелие. Приняв эстафету, Фёдор Михайлович становится проповедником слова Божия в русской литературе. «Не то, не то!», — кричит он тётке Толстого, когда та даёт ему прочесть размышления Льва Николаевича о Боге.
Достоевский соглашался с тем, что Толстой как никто знает историю изображаемых событий в точнейших деталях. Но величие он был готов признать лишь за литературой, несущей Божественный Свет. Думаю, что Фёдор Михайлович остался бы весьма доволен «вахтанговцами».
Римас Туминас не отступает от авторского текста, он деликатно точен в передаче образов и философских мыслей героев «Войны и мира». Но что же возносит спектакль над литературной основой и позволяет нам не отрываясь смотреть его более 5 часов? Это присутствие Бога среди великолепно воссозданных образов Толстого.
Как же это делает гений Римаса, отказывающийся от кричащих, эффектных декораций в пользу символа, акцента на внутреннем мире героев и художественного слова? Он вводит музыку и танец в качестве главного героя произведения. Едва люди погружаются в быт или горестные мысли — как яркой звуковой волной нарастает звучание прекрасной музыки или начинается танец. Высокое искусство увлекает их, делает сотворцами и возвышает над действительностью.
«Херувимская песнь» Чайковского, вальсы Шопена, фрагменты произведений Л. Керубини, который всё чаще в конце жизни уходил от героической оперы к мессам и реквиемам, возвращают мысли людей к небу, дают им силы жить дальше. Жить и размышлять о войне и о мирной жизни, о любви и предназначении человека.
«Война и мир» в Театре Вахтангова — это эпопея из множества равных по мастерству исполнения сцен. Здесь нет проходных эпизодов, нет второстепенных сюжетов — всё главное, что хотел донести до современного зрителя Римас Туминас, мастерски вписано в общую ткань монументального полотна.
К работе над спектаклем привлечены практически все звёзды театра — начиная от Людмилы Максаковой, которая предстаёт перед зрителем в необычном образе Марьи Игнатьевны Перонской. Фрейлина старого двора — деятельный, неугомонный образ уходящий России, преподаст урок мужества любому начинающему патриоту в его нетвёрдых убеждениях.
Молодые герои вообще нетверды. Будь то Андрей Болконский, с его кажущейся убеждённостью и твёрдостью, будь то его друг Пьер Безухов. Диалоги этих героев, которые мы видели в исполнении Виктора Добронравова и Павла Попова, рисуют перед нами двух ищущих и заблуждающихся людей, по-своему прекрасных. Один, уже не ищущий, но разуверившийся, погибнет. Другой продолжит поиск, поэтому обретёт и семью, и смысл существования.
Монологом Пьера Безухова Римас Туминас завершает своё повествование. Выбрав момент всепрощения и любви, несмотря на продолжающуюся войну и смерть, он и здесь даёт зрителю билет в Вечность.