Энергетика на протяжении сотен лет была важнейшим фактором геостратегических и геополитических решений дипломатии Российской Федерации. Уголь, нефть, газ, атомная энергия, литий способствовали достижению баланса сил в Западном полушарии, когда-то находящихся под доминирующим влиянием Великобритании, сегодня — США.
Значение, которое российская дипломатия имеет для латиноамериканского континента, сегодня должно стать предметом внутреннего анализа и исследования. Это даст возможность определить роль макрорегиона в глобальных решениях.
При этом мы не должны упускать из виду ту роль, которую энергия играет в повседневной жизни, в развитии цивилизации. Она является движущей силой общества. Это кровь, которая наполняет процветающие города, мегаполисы, способствует развитию технологий, и семимильными шагами приводит в движение прогресс.
Обратимся к истории. Российская империя в XVIII-начале XX века в развитии своей экономики уповала на экспорт природных ресурсов, прежде всего, энергии, угля и нефти. Благодаря своему географическому положению, близости к европейским странам, из России долгое время наращивался импорт природных ресурсов, угля и промышленных металлов (стали, меди и т. д.), разрабатываемых на юго-западе страны.
Нефтяные месторождения в сибирских степях позволили индустриализировать весь европейский макрорегион благодаря географической близости к России и культурной связи страны со всей Европой и Азией.
После строительства железных дорог в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистан, Азербайджан и Монголия обеспечили взаимодополняемость между этими регионами, которая остается прочной и по сей день.
Россия — крупнейшая страна мира, которая охватывает широчайшие пространства на территории бывшего Советского Союза. Потенциал её энергетических месторождений достаточен для покрытия рынков Европы и Азии.
СССР экспортировал на Запад больше нефти, чем своим союзникам. Но в 1976 году газ из СССР шёл в Чехословакию, Германию и Польшу, рынки которых обеспечены объемами газа и нефти на следующие 4-5 поколений.
Проекты экспорта газа трубопроводным транспортом в Китай начались еще два десятилетия назад, но в результате спецоперации на Украине завершению строительства «Силы Сибири-1» и «Силы Сибири-2» было уделено особое внимание.
Сегодня, однако, целью моего исследования и анализа российской энергетической дипломатии является позиционирование латиноамериканского, азиатского и европейского направлений в распределении глобальных геополитических ролей.
Энергетическая дипломатия России и энергетическая дипломатия США рассматриваются мной вне европейской дипломатии, поскольку последняя не обладает автономией в принятии решений, и лишь подчиняется приказам американской энергетической дипломатии (это не относится к автомобильной, технологической, промышленным отраслям во главе с Германией, уступающей Российской Федерации по объему ВВП).
Хорошие отношения между Россией и Китаем воодушевляют многих. Доктор Джалифе Рахме, один из ведущих экспертов по глобальной геополитике, заявляет, что мы уже живем в «Большой двойке» Китая и России.
Так было не всегда, поскольку политика Генри Киссинджера, которая определяла американскую дипломатию правительства Никсона, Джонсона, Буша-старшего, Клинтона, Буша-младшего, Обамы, Трампа, Байдена, «работала» на разрыв союза между Китаем и Россией через включение Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО).
В наше время американская энергетическая дипломатия призывает с помощью политики, одобренной Конгрессом, отказаться от топлива, полученного из нефти и газа. Поэтому в Европе традиционное топливо до 2030 года будет заменено автомобилями с электрическими аккумуляторами, с использованием лития в качестве сырья.
В связи с этим, говоря об энергетической политике России в странах Латинской Америки, мы будем говорить о новых видах энергетических рынков промышленно развитых стран Европы и Америки.
Производство карбоната лития в Латинской Америке
В настоящее время не существует передовой технологии, позволяющей производить карбонат лития в промышленных масштабах. Устаревшие методы выпаривания являются неэффективными, вместе с тем, чилийская химическая и горнодобывающая компания SQM — один из крупнейших производителей карбоната лития в мире, например, использует упомянутую технологию.
Новой тенденцией в технологии добычи карбоната лития является прямая экстракция лития EDL. Благодаря этому снижаются затраты, уменьшается воздействие на окружающую среду, сокращается использование пресной воды и перерабатывающим предприятиям требуется меньше площадей. Скорость экстракции намного короче (72 часа) по сравнению с 12–18 месяцами в испарительных бассейнах.
Недавно Москва и Ла-Пас подписали соглашение о сотрудничестве по добыче лития в Боливии: Компания АО «Uranium One Group», принадлежащая Госкорпорации «Росатом», заключила с властями Боливии контракт на переработку драгоценного элемента.
В соответствии с соглашением, российская компания построит в департаменте Потоси промышленный комплекс, благодаря которому производство карбоната лития, как ожидается, достигнет 50 000 тонн в год.
Раньше с транснациональными компаниями заключались только договоры, в рамках которых происходило разграбление природных ресурсов и условия были неблагоприятными для боливийского государства и населения в целом. Сегодня российская энергетическая дипломатия не осуществляет вмешательство в политическую жизнь страны, при этом возлагая ответственность за высокие технологии на Боливию.
Запасы лития в Боливии делают наше государство очень важным для рынков БРИКС. Но и для всех стран глобального Юга необходимо продолжать подобные стратегические союзы, что позволит поддерживать баланс сил и уравновешивать политику, проводимую энергетической дипломатией США с целью колонизации развивающихся стран.