Пьеса француза Эжена Скриба «Пуф, или Ложь и истина» в постановке Аси Князевой в Театре Вахтангова актуальна, как никогда. Русской публикой она будет встречена не с меньшим интересом, чем во Франции в середине XIX века. Спектакль дарит прекрасное настроение, но с каждой шуткой убивает романтизм, обнажая «правду жизни». Деньги и пиар правят бал во всех слоях общества, где путь к успеху лежит через покорность «пуфу».
Буржуазный зритель, для которого творил успешный драматург-сын торговца шелком, восхищался Скрибом, облагородившим лёгкий жанр — водевиль. Смешное у него достигло художественного уровня драматургии. Стало незазорным для высшего общества наслаждаться комедией, эффективно утверждающей в культуре современную мораль.
Триумф Эжена Скриба приходится на эпоху Июльской монархии 1830-1848 годов во Франции, когда власть реально принадлежала финансовой олигархии, а дворянство оказалось от неё отстранено. «Пуф, или Ложь и истина» подводит своеобразный итог под сформировавшимися взглядами французского общества, и появится в 1848 году.
В дополнение к творению Скриба, режиссер вводит центральный комический персонаж — Пуф, необученный ангел. Хотя этот светлый арлекин спускается по лестницу вниз (с небес), его лукавую сущность не могут скрыть светлые одежды.
Пуфа играет Александра Стрельцына, энергично и игриво помогающая героям преодолеть романтизм и прийти к по-настоящему счастливой развязке сюжета.
В центре спектакля — романтическая любовь офицера колониальных войск Альбера д’Ангремона (его воплощают Николай Романовский или Клим Кудашкин) и Антонии де Ла Рош-Бернар (Анастасия Джентилини или Владислава Басова), готовых отказаться от счастья из чести и благородства. Счастья бы им никогда не видать, если бы не «помощь» предприимчивых представителей общества.
Влюбленным по-настоящему повезло, что их счастье оказалось выгодно «благодетелям», вельможе графу де Мариньяну (Владислав Демченко), дельцу Сезару Дегоде (Евгений Князев), его дочери Коринне (Мария Бердинских или Мария Волкова) и другим. Бедняге Альберу приходится смириться с «пуфами» этих симпатичных персонажей.
Обман сделает всех счастливыми, а правда это счастье разобьёт. Комическая форма и развязка деликатно прячут цинизм героев.
Ася Князева сделала комедию элегантной, задорной, легкой, с любовью показав персонажей, как бы извиняя их проступки за торжество любви. Она предпочла сосредоточиться на отточенной французской комической форме и сюжетной легкости, подчеркнутыми музыкальными Ивана Авдеева.
Всё это обрамлено блистательными костюмами и сценографией Максима Обрезкова, который с большим трепетом представил зрителю красоту растоптанного и ушедшего романтизма.