Кадисская конституция была провозглашена в Испании 19 марта 1812 года, и просуществовала менее двух лет, в течение которых Россия во главе Европы боролась с наполеоновскими войсками. С этого момента начинается победное шествие испанских свободолюбивых идей, и растёт влияние этой страны на творчество в России и других европейских странах.
Конституция Кадиса 1812 года ограничила власть монархии, отменила феодализм, даровала испанцам основные свободы, ввела равноправие среди жителей метрополии и колоний, утвердила католицизм как единственную религию и положила конец испанской инквизиции. К ней возвращались в самой Испании в 1820 и 1836 годах, ей вдохновлялись передовые люди по всей Европе в своём стремлении к свободе и в составлении основных законов, и в России в том числе.
Образ Испании в XIX-XX веках превратился в идеал свободы, о которой равно грезили везде. Но таковы темпераментные испанцы — они страстно бросились идеал достигать.
У испанских героев на вооружении были не только войска, но и бродячий благородный рыцарь Дон Кихот, вдохновенный танец фламенко и бой быков — коррида, которыми испанцы покорили творческий мир.
Лидер войны за независимость Испании от французов и свободу Риего (Рафаэль Риэго-и-Нуньес) был героем россиян в той же мере, как на родине. Им восхищались декабристы, которые поддерживали борьбу и координировали действия в переписке с ним. Гибель Риего нашла отражение во всём творчестве эпохи романтизма.
«И Россия, как и Испания, подвергалась покорению, но в той и другой вековой плен не ослабил духа народного и возвысил еще дух Веры и благочестия», — писал декабрист Фёдор Глинка.
Испании посвящали стихи А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и К.Ф. Рылеев, её образы писали Иван Айвазовский и Евграф Сорокин, она звучала в произведениях М.И. Глинки и П.И. Чайковского.
С 1840х годов, когда уже утихла «смута», страну начали посещать русские литераторы, художники и музыканты, чей образ Испании был вдохновлён романтиками.
Тому, как образ Испании преломился в русском сознании после эры романтизма, посвящена выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков». Русские художники едут в далёкую страну и ищут в ней то, что было навеяно предыдущей эпохой. А найдут они в Испании всё те же образы недостижимого идеала свободы, которые пройдут через творчество русских художников рубежа XIX-XX веков.
Илья Репин, Максимилиан Волошин, Константин Коровин, Лев Бакст, Василий Суриков, Александр Головин, Наталия Гончарова и Александр Яковлев будут искать каждый свой идеал свободы и красоты духа. Они по-своему полюбят Испанию, но раз и навсегда. Недаром Максимилиан Волошин в качестве места жизни выберет Крым, Коктебель, который будет напоминать художнику и поэту любимые виды Испании.
Венчают «испанскую» выставку беды Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. Сто лет спустя испанцы снова вступят в неравный бой, а русские будут сочувственно глядеть на их потуги.
Среди трогательных экспонатов тех лет, нередко созданных узниками ГУЛАГа, мы видим эскизы кинорежиссера Сергея Эйзенштейна к фильму о Гражданской войне в Испании, которому не суждено было увидеть свет. Советская власть быстро поняла, что образы Испании содержат в себе неискоренимую угрозу возвращения романтических стремлений к свободе у россиян, и будет вредно их распространение.
Можно говорить о том, что Испания — прекрасная далёкая страна, где привлекают сочные краски, цыганские мотивы песенно-танцевальных представлений и яркий бой быков. Но стоит всё же признаться в том, что она манит нас вовсе не этим.
Из века в век наши страны ведут творческий диалог о поиске недостижимого идеала свободы, который не могут прервать ни один политический режим и никакие разногласия в элитах.