Образы Испании в русском искусстве как недостижимый идеал свободы

Образы Испании в русском искусстве как недостижимый идеал свободы

Кадисская конституция была провозглашена в Испании 19 марта 1812 года, и просуществовала менее двух лет, в течение которых Россия во главе Европы боролась с наполеоновскими войсками. С этого момента начинается победное шествие испанских свободолюбивых идей, и растёт влияние этой страны на творчество в России и других европейских странах.

Конституция Кадиса 1812 года ограничила власть монархии, отменила феодализм, даровала испанцам основные свободы, ввела равноправие среди жителей метрополии и колоний, утвердила католицизм как единственную религию и положила конец испанской инквизиции. К ней возвращались в самой Испании в 1820 и 1836 годах, ей вдохновлялись передовые люди по всей Европе в своём стремлении к свободе и в составлении основных законов, и в России в том числе.

Образ Испании в XIX-XX веках превратился в идеал свободы, о которой равно грезили везде. Но таковы темпераментные испанцы — они страстно бросились идеал достигать.

У испанских героев на вооружении были не только войска, но и бродячий благородный рыцарь Дон Кихот, вдохновенный танец фламенко и бой быков — коррида, которыми испанцы покорили творческий мир.

Лидер войны за независимость Испании от французов и свободу Риего (Рафаэль Риэго-и-Нуньес) был героем россиян в той же мере, как на родине. Им восхищались декабристы, которые поддерживали борьбу и координировали действия в переписке с ним. Гибель Риего нашла отражение во всём творчестве эпохи романтизма.

«И Россия, как и Испания, подвергалась покорению, но в той и другой вековой плен не ослабил духа народного и возвысил еще дух Веры и благочестия», — писал декабрист Фёдор Глинка.

Г.Ф Фюргер, Портрет князя Н.Б. Юсупова, 1783. Летом 1776 года Николай Борисович Юсупов побывал в Испании. Большинство "испанских" стихов А.С. Пушкина, нигода не бывавшего в этой стране, написано по следам рассказов князя.
Г.Ф Фюргер, Портрет князя Н.Б. Юсупова, 1783. Летом 1776 года Николай Борисович Юсупов побывал в Испании. Большинство «испанских» стихов А.С. Пушкина, нигода не бывавшего в этой стране, написано по следам рассказов князя.

Испании посвящали стихи А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и К.Ф. Рылеев, её образы писали Иван Айвазовский и Евграф Сорокин, она звучала в произведениях М.И. Глинки и П.И. Чайковского.

С 1840х годов, когда уже утихла «смута», страну начали посещать русские литераторы, художники и музыканты, чей образ Испании был вдохновлён романтиками.

Тому, как образ Испании преломился в русском сознании после эры романтизма, посвящена выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков». Русские художники едут в далёкую страну и ищут в ней то, что было навеяно предыдущей эпохой. А найдут они в Испании всё те же образы недостижимого идеала свободы, которые пройдут через творчество русских художников рубежа XIX-XX веков.

Илья Репин, Максимилиан Волошин, Константин Коровин, Лев Бакст, Василий Суриков, Александр Головин, Наталия Гончарова и Александр Яковлев будут искать каждый свой идеал свободы и красоты духа.  Они по-своему полюбят Испанию, но раз и навсегда. Недаром Максимилиан Волошин в качестве места жизни выберет Крым, Коктебель, который будет напоминать художнику и поэту любимые виды Испании.

М.А. Волошин, Монастрырь у чёрного озера, 1915
М.А. Волошин, Монастрырь у чёрного озера, 1915

Венчают «испанскую» выставку беды Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. Сто лет спустя испанцы снова вступят в неравный бой, а русские будут сочувственно глядеть на их потуги.

Среди трогательных экспонатов тех лет, нередко созданных узниками ГУЛАГа, мы видим эскизы кинорежиссера Сергея Эйзенштейна к фильму о Гражданской войне в Испании, которому не суждено было увидеть свет. Советская власть быстро поняла, что образы Испании содержат в себе неискоренимую угрозу возвращения романтических стремлений к свободе у россиян, и будет вредно их распространение.

Можно говорить о том, что Испания — прекрасная далёкая страна, где привлекают сочные краски, цыганские мотивы песенно-танцевальных представлений и яркий бой быков. Но стоит всё же признаться в том, что она манит нас вовсе не этим.

Из века в век наши страны ведут творческий диалог о поиске недостижимого идеала свободы, который не могут прервать ни один политический режим и никакие разногласия в элитах.

О.А. Кипренский, Портрет Василия Алексеевича Перовского в испанском костюме 17-го века, 1809.
О.А. Кипренский, Портрет Василия Алексеевича Перовского в испанском костюме 17-го века, 1809.
И.Е. Репин, Кордова, Лист из альбома., 1883
И.Е. Репин, Кордова, Лист из альбома., 1883
П.П. Кончаловский, Пальмы, Кальдетас, 1910
П.П. Кончаловский, Пальмы, Кальдетас, 1910
В.И. Суриков, Севилья, 1910
В.И. Суриков, Севилья, 1910
К.А. Коровин, Испанка на балконе, этюд 1880-е
К.А. Коровин, Испанка на балконе, этюд 1880-е
П.П. Кончаловский, Испанский танец
П.П. Кончаловский, Испанский танец
Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов), Дон Кихот, 1949
Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов), Дон Кихот, 1949
Н.С. Гончарова, Испанка, эскиз костюма
Н.С. Гончарова, Испанка, эскиз костюма
А.Я. Головин, Эскиз мужского костюма для балета "Арагонская хота" на музыку М.И. Глинки, 1915
А.Я. Головин, Эскиз мужского костюма для балета «Арагонская хота» на музыку М.И. Глинки, 1915
А.А. Экстер, Эскизы мужского и женского костюмов к спектаклю "Дама неведимка" по пьесе П. Кальдерона, 1924
А.А. Экстер, Эскизы мужского и женского костюмов к спектаклю «Дама неведимка» по пьесе П. Кальдерона, 1924
А.Я. Головин, Эскиз женского костюма для балета "Арагонская хота" на музыку М.И. Глинки, 1915
А.Я. Головин, Эскиз женского костюма для балета «Арагонская хота» на музыку М.И. Глинки, 1915
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку