Французский писатель Жан-Люк Лагарс рано ушел из жизни – ему было всего 38. Написав почти три десятка пьес, несколько рассказов и один большой роман, при жизни он не пользовался особым успехом. Слава к нему пришла позже. Сейчас «Обычный конец света» входит в репертуар Комеди Франсез и вместе с «Последним раскаянием перед забвением» пьеса включена в программы лицеев по современной французской литературе и программы театроведческого бакалавриата.
«Обычный конец света» — удивительная пьеса, и нас не удивляет то, что поднимаемая проблематика становится близкой как французскому, так и российскому зрителю (её только что поставили в театре им. Пушкина). История — это своего рода инверсия библейской притчи о блудном сыне, которая повествует о сложных семейных отношениях и об ощущении одиночества, которые мы, как и герои, переживаем в современной жизни.
Молодой столичный драматург Луи, узнав о неизлечимой болезни, возвращается в отчий дом, чтобы повидаться с родными, которых он давным-давно покинул, и рассказать им о своей близкой смерти. «В последний раз подарить себе и другим иллюзию, будто я сам за себя отвечаю, и будто я сам себе хозяин до самого конца», – говорит он.
Но здесь его не встречает радостный родитель со словами: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
«Блудного сына», как часто бывает в жизни, встречают упрёки, где-то едва угадываемые, но чаще без обиняков, или даже обиды. В большой семье Луи никто не устоял перед таким соблазном. И ведь не скажешь, что Луи хотят оскорбить. Просто тщательно удерживаемая мысль, невзначай вырвавшись на свободу, звучит как выстрел. А дальше, встретив равнодушие Луи, этот маховик раскручивается всё сильнее и сильнее.
Впрочем, Луи тоже не каялся перед матерью: «Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим»…
Конечно, попрёки родных не беспочвенны. Но кто без греха? Все они недовольны своей жизнью и хотят её изменить. Только Луи поступил радикально, убежав в столицу, где пытался создать себе свой идеальный мир. Но отгородившись, он остался в одиночестве, которое неутомимо гложет его сердце.
Построенная на длинных монологах, пьеса тем не менее полна внутреннего движения и живописных сцен. Прерывистая речь героев создает особую атмосферу неловкости встречи и нетвёрдости взятой интонации, персонажи постоянно повторяют только что сказанное, подбирая слова в желании более точно выразить свою мысль, но от того она ещё больше размывается.
Главный герой «Обычного конца света» как будто один стоит на месте; он катализатор, который запустил бурную реакцию, и события кружатся вокруг него. Он как в замедленной съемке видит всё, от чего он отказался, что не трогает его сердце. Чувство отстраненности по-прежнему накатывает на него. Но Луи готов переступить через это, чтобы сблизиться, вот только готовы ли остальные?
Вся эта тонкая психологическая вязь оригинала прекрасно воплощена актерами и режиссёром. Тема, казалось бы, не новая, свежо и достоверно звучит со сцены. Давно я не видел, чтобы на пресс-показе театральные критики плакали…Что еще сказать?
Браво, режиссёру Даниле Чащину! Браво художнику Максиму Обрезкову за его детали в оформлении! Браво актёрам, которые все главные звёзды этого спектакля: Андрею Кузичеву, Александру Матросову, Анастасии Лебедевой, Вере Воронковой и Наталье Рева-Рядинской!