«Любовь к трем апельсинам» — искрометная и взрывная опера, редкое событие театра — прозвучала 24 декабря 2018 года в преддверии Нового года на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Вспомнилось, что мировая премьера постановки состоялась также в преддверии нового года, 30 декабря 1921 года в Чикагской опере.
Музыка Сергея Прокофьева вызвала живейший интерес среди знаменитых деятелей культуры. «Воспринимаю сейчас музыку только Сергея Прокофьева — вот раздались первые звуки и — ворвалась в жизнь, нет формы искусства, а жизнь — стремительный поток с гор или такой ливень, что выскочишь под него и закричишь — ах, как хорошо! еще, еще!», — писал В. В. Маяковский.
Сергей Прокофьев писал музыку во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний и другие оркестровые сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра. Прокофьев создал собственный новаторский стиль. Многие его сочинения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Итак, лЮбовЬ к треМ аПельСиНаМ! В преддверии Нового 2019 года и к 100 — летию Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко мы со студентами МГИМО разных курсов и факультетов ( МО, МЭО, МП ) посетили театр и познакомились с искрометным спектаклем «Любовь к трем апельсинам» по одноименной сказке Карло Гоцци на музыку гениального Сергея Прокофьева!
Истинное удовольствие — не только послушать оперу и посмеяться от души (прекрасный сатирический сюжет!), а вдобавок и лицезреть картины и экспонаты. Великолепная и утонченная, продуманная и достаточно большая выставка картин к спектаклям театра, а также эскизов костюмов ждала нас в фойе. Пройтись по коридорам и закуткам ( в хорошем смысле слова — по укромным, скромным комнатам ) театра. Вдохнуть глоток столетнего юбилея!
А теперь об опере и ее создателе и создателях!
Заклятие смехом. Велимир Хлебников ( 1908 — 1909 )
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешиц надсмеяльных — смехусмейных смехачей!
Смеево, смеево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
В январе 1914 года а Санкт-Петербурге начал выходить журнал «Любовь к трем апельсинам», где в первом же выпуске был напечатан одноименный дивертисмент Вс.Мейрхольда, В. Соловьева и К. Вогака. Редакция помещалась в квартире Мейерхольда, и подписываться на журнал заставляли прежде всего родственников. Сотрудники писали даром, и обложка делалась даром. В продажу тоже поступало немного — журнал выходил в небольшом количестве экземпляров. Да и название журнала возникло стихийно — в первый же вечер сотрудники редакции стали выдумывать название журнала и сходу решили, что это будет «Журнал Доктора Дапертутто» (псевдоним Мейерхольда), а на названии «Любовь к трем апельсинам» остановились окончательно только спустя несколько дней.
В оперу это название перекочевало четыре года спустя, когда 21 апреля 1918 года Всеволод Мейерхольд на желание найти сюжет для живой оперы дал почитать Сергею Прокофьеву сказку Карла Готцца «Любовь к трем апельсинам». Прочитав, Сергей Прокофьев не мог не выразить своего восторга к фабуле и искрометному содержанию, решив переделать сюжет наново и написать свое либретто. Причем музыка, как он считал, должна быть совсем ясная, живая и, по возможности, простая! В октябре этого же года, переехав в Америку, Прокофьев берется за написание либретто и музыки к сказочной опере.
По дороге в Чикаго в вагоне поезда композитор набрасывает Пролог. А 30 декабря 1921 года при поддержки Мэри Гаден, генерального директора Оперной ассоциации Чикаго, первой исполнительницы партии Мелизанды, состоялась Мировая премьера в Чикагской опере.
Сегодняшний спектакль представил главный режиссер Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, народный артист России и режиссер-постановщик спектакля — Александр Титель. Главные роли исполнили: Роман Улыбин, Наталья Зимина, Андрей Батуркин — заслуженные артисты России, Александр Нестеренко. Поставивший уже не одну прокофьевскую оперу на подмостках театра, мастер выпустил (вместе с дирижером Александром Лазаревым) «Хованщину», получившую в 2016 году Золотую маску, как лучший оперный спектакль. Затем были две оперы «Обручение в монастыре» и «Война и мир», обе в режиссуре Александра Тителя.
«Любовь к трем апельсинам»- опера про театр, впрочем, как большинство постановок. «Сочиняя этот спектакль, мы представили себе, что в результате какого-то инцидента на улице вдруг столкнулись пожарные, полиция, скорая помощь, и, конечно, журналисты. И это уже был повод для рождения спектакля, потому, что театр, как известно, родился на площади. В результате мы пришли к чему-то вроде уличного театра, когда история завязывается среди обычных людей, оказавшихся в экстремальных обстоятельствах. Да, и обстоятельства эти не шутка»- пишет Александр Титель.
Первая премьера в театре состоялась 25 декабря 1979 года. Премьера нынешнего спектакля в театре состоялась 10 июня 2016 года. И завоевала любовь и признательность зрителей. Спектакль — лауреат Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в 2016 году в номинации «спектакль года» и лауреат первой национальной оперной Премии «Онегин» в номинации «состав».
Итак, читаем либретто и слушаем прозрачную, волшебную оперу «Любовь к трем апельсинам». И смеется над происходящим и над собой, чувство самоиронии — большой дар! Ведь это история «про то, что нельзя унывать!».