1 октября 2017 года в Москве в усадьбе Гончаровых-Филипповых состоится премьера оперы-променада «Пиковая дама». Шедевр Пушкина-Чайковского предстанет перед зрителями в формате иммерсивного театра — то есть, с погружением зрителя в представление, вовлечением его в сцены.
Режиссер постановки Александр Легчаков, хореограф Олег Глушков, дирижер Андрей Рейн. Постановка осуществляется при участии креативной лаборатории Troyka Multiart. Классика оперной сцены будет совмещена с последними достижениями современного видео-арта в работе сценографа Полины Бахтиной и студии Radugadesign. В опере-променаде будут заняты актеры Мастерской Дмитрия Брусникина. Музыка Петра Чайковского будет дополнена сочинениями молодого композитора-неоклассика Николы Мельникова. Постановщики обещают сохранить структуру оперы Чайковского – 3 действия в 7 картинах. Имена исполнителей будут раскрыты непосредственно перед премьерой.
«Пиковая дама»: история двух шедевров
Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама» была впервые опубликована в 1834 году и стала популярна в читающих кругах, а в сфере карточной игры на некоторое время породила моду ставить на тройку, семерку и туза.
Действие повести основано на мистической истории о трех картах, делая ставку на которые, можно с легкостью отыграться. Она была поведана Пушкину князем Голицыным. Его бабка Наталья Голицына, нареченная в аристократических кругах «Княгиней Усатой», якобы в молодости получила секрет выигрыша в карты от самого графа Сен-Жермена – известного авантюриста и алхимика эпохи Просвещения.
Главным героем пушкинского повествования становится молодой инженер Германн, который избегает карточных игр. Его друг Томский в своей арии «Однажды в Версале» рассказывает товарищу об успехе старой графини, знавшей тайну трех карт.
Ведомый тайным желанием узнать три карты у старухи-графини, Германн соблазняет воспитанницу графини Лизу и проникает в спальню графини. Под угрозами незаряженного револьвера старуха не в силах произнести ни слова и умирает, унося свою тайну в могилу.
Далее действие пушкинской оперы переходит в мистический план. Умершая графиня является Германну во сне и открывает ему три карты. Это тройка, семерка и туз. Ставить на них надо по очереди в течение трех дней.
В бреду Германн старательно исполняет наказ старухи, но в третий день допускает непонятную для себя ошибку: вместо туза он ставит на даму пик! Изображение на карте вдруг оживает и усмехается над неудачей неумелого картежника. В нем Германн узнает покойную графиню. Умалишенного юношу увозят в психиатрическую лечебницу, где он до конца дней повторяет «Тройка, семерка, туз…».
Опера Петра Чайковского «Пиковая дама» на либретто брата композитора Модеста Чайковского увидела свет в 1890 году в постановке Мариинского театра. Сюжетная линия, предложенная Пушкиным, у Чайковского была значительно дополнена лирической линией любви Лизы и Германа, а само действие перенесено в XVIII век.
Музыка оперы Чайковского «Пиковая дама» в купе с ее целостной драматургией позволили сочинению стать одним из наиболее известных оперных шедевров, ежегодно представляемых на лучших оперных площадках мира.
Опера-променад
Опера-променад «Пиковая дама» находится в русле иммерсивного театра, который в последнее время становится одним из мейнстримов современного театрального искусства и находит все большее число поклонников. Его идея заключается в отсутствии привычных границ «сцена-зрительный зал». Зрители становятся не только частью сценического пространства, но и все чаще могут влиять на течение представления и даже быть его основным источником.
«В “Пиковой даме” зритель окажется на расстоянии вытянутой руки от героев»
режиссер оперы-променада «Пиковая дама» А. Легчаков
Не можем не отметить, что иммерсивный театр в своей традиции свободного перемещения зрителя и слушателя в течение представления находит свои корни еще в далеком Средневековье и шоу менестрелей, и был привычен нашим предкам вплоть до классической эпохи.
Особенности иммерсивных постановок сейчас активно используются в области современного музыкального театра, однако обращение в рамках подобного жанра к оперной классике в целом остается terra icognita. Продюсер проекта Алексей Лысов отмечает, что столица уже подготовлена к проекту подобного уровня и новый формат оперы обязательно найдет отклик у столичного зрителя.
Идея
Одним из источников вдохновения для создания оперы-променада стала постановка «Пиковой дамы» в Малом оперном театре Ленинграда Всеволодом Мейерхольдом в 1935 году. Сам режиссер называл эту работу «пушкинизированием» оперы, возвращением в нее тех смыслов и контекстов, которые были заложены поэтом.
Известный карточный игрок, Пушкин был весьма несчастлив в игре и практически всю жизнь прожил в карточных долгах. Страсть к карточной игре, превратность фортуны и непреодолимое желание сорвать куш были знакомы Пушкину не понаслышке и нашли самое страстное воплощение в повести «Пиковая дама».
Эти идеи стали основой ожидаемой премьеры иммерсивной оперы. Организаторы продают на каждое представление только 54 билета – по числу карт во французской колоде.
Усадьба Гончаровых-Филипповых
Действие оперы-променада развернется в одном из памятников культурного наследия столицы – доме Гончаровых-Филипповых, расположенном вблизи площади Яузские ворота. Этот каменный дом в начале XVIII века был куплен Афанасием Абрамовичем Гончаровым, прапрадедом супруги Пушкина Натальи Гончаровой. Спустя столетие семейству Гончаровых пришлось попрощаться с усадьбой. Причиной стал дед Натальи Гончаровой Афанасий Николаевич – страстный игрок в карты, чей миллионный долг значительно подкосил благополучие древнего дворянского рода Гончаровых. Дом был продан за долги купцу Филиппову, который организовал здесь чайную фабрику.
Усадьба, которая пострадала во время пожара 1812 года, а в советское время давала приют советским служащим, была отреставрирована в 2007 году и приобрела статус объекта культурного наследия. На время действия «Пиковой дамы» интерьеры усадьбы будут дополнены мультимедийными декорациями студии Radugadesign, что позволит совместить пушкинские миры реальности и фантастики.